Носовская Светлана Евгеньевна

Старший преподаватель,

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»,

Украина, г.Мариуполь

 

  Аннотация

  В работе рассмотрены основные деятельностные элементы системы управления дистанционным обучением Moodle и их использование для организации самостоятельной работы студентов по высшей математике.

  Высшая математика является дисциплиной, которая служит фундаментом для изучения других общеобразовательных, общеинженерных и специальных дисциплин в техническом вузе. Ей отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов, их интеллекта, расширении кругозора, в совершенствовании умственных способностей. Поиск эффективных методов обучения высшей математике – одно из важных направлений работы преподавателей вузов.

  А.Н. Крылов утверждал, что основная задача вуза – «научить умению учиться». «Умение учиться» наиболее полно развивается у студентов во время их самостоятельной работы.

  Проведенный констатирующий эксперимент показал наличие затруднений:

  - при организации самостоятельной работы студентов (СРС);

  - в умении воспринять и самостоятельно осмыслить полученную информацию;

  - при осуществлении контроля и самоконтроля в процессе изучения курса высшей математики.

  Причинами являются:

  - недостаточно сформированные умения и навыки самостоятельной деятельности, слабая мотивация её осуществления;

  - недостаточно развитые общие мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

  Существующие трудности сопровождаются неэффективностью СРС, слабо выраженным стремлением студентов к её активизации и приводят к получению формальных математических знаний, умений и навыков. В связи с чем, появилась потребность в применении новых методов организации и контроля СРС.

  Для отечественной и зарубежной педагогики проблема СРС не является принципиально новой. Проведенный анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что изучены и разработаны, в основном, следующие аспекты интересующей нас проблемы: дидактические цели СРС [1]; виды и формы СРС [2]; методы СРС [3]; роль и функции преподавателя в управлении самостоятельной работой обучающихся [4]; затруднения в организации самостоятельной работы и пути их преодоления [5].

  Более всего изучены вопросы организации самостоятельной работы применительно к условиям общеобразовательной школы [2], общедидактические аспекты СРС высшей школы [5].

  Появляются исследования, в которых для организации СРС рассматриваются возможности применения информационных технологий [6] и дистанционных образовательных технологий [7].

  Уровень и качество математической подготовки студентов, интенсивность их самостоятельной работы при обучении курсу высшей математики повысятся, если:

  - использовать при организации самостоятельной работы для усиления её мотивации в комплексе личностно и профессионально ориентированный подход, возможности современных информационных технологий и рейтинговой системы;

  - организовать распределение содержания и видов самостоятельной работы в соответствии с образовательными возможностями студентов;

  - осуществлять систематический контроль качества самостоятельной учебной деятельности, анализировать и корректировать её.

  Дистанционная система образования – это система, позволяющая создать благоприятные условия для развития студента как личности за счет увеличения времени на самостоятельное освоение изучаемых предметов при одновременном уменьшении количества теоретических занятий и при хорошем сервисном обеспечении и обслуживании учебного процесса.

  Дистанционное образование является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному плану, имея при себе комплекс специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

  Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе технического вуза открывает новые возможности в повышении эффективности самостоятельной внеаудиторной работы, в частности по дисциплине «Высшая математика».

  В системе управления дистанционным обучением Moodle существуют активные (деятельностные) элементы, которые позволяют организовать СРС. Активные элементы – это то, что в очном образовании можно назвать внеаудиторной деятельностью студента [9]. Наиболее распространенными являются [8]:

  - лекция – предполагает активное участие студента в процессе изучения нового материала;

  Этот деятельностный элемент использовался для самостоятельной работы по теоретического материала. Студентам предлагалось изучить теоретический материал по теме «Задачи о вычислении объема цилиндрического тела и массы тела с неравномерно распределенной плотностью. Двойной и тройной интегралы, их свойства.». В лекции для перехода к следующей странице был использован вопрос в закрытой форме (множественный выбор). Количество переходов – 4, максимальное количество попыток -2. 

  - задание – позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в электронном виде;

  - форум – это средство общения участников курса при его изучении; важной особенностью форумов Moodle является принцип «30 минут на редактирование»;

  - семинар – это вид занятий, где каждый студент не только выполняет собственную работу, а и оценивает результаты работы других студентов;

  - тест – включает разнообразные типы заданий (выбор одного или нескольких правильных ответов, вписать свой ответ, поставить в соответствие предложенные элементы, создать свой ответ-эссе);

  - чат – этот элемент дает возможность участникам курса проводить обсуждения в реальном времени через Интернет;

  - опрос – позволяет задать студентам какой-либо вопрос с выбором только одного из нескольких вариантов ответов;

  - глоссарий – позволяет участникам создавать список определений или собирать и систематизировать информацию;

  - вики (wiki) – этот элемент дает возможность добавлять и редактировать набор связанных веб-страниц; вики может быть совместной или индивидуальной.

  Потенциал всех этих элементов предоставляет преподавателю возможность организовать как работу в реальном времени, так и асинхронное взаимодействие участников курса. Подобный тип взаимодействия в дополнение к очным встречам позволяет в значительной степени интенсифицировать СРС. Любой деятельностный элемент может быть добавлен в какой угодно модуль курса.

  Главной составляющей этапа реализации задач, поставленных при внедрении дистанционных технологий в образовательный процесс, является постоянная техническая и методическая поддержка.

  Методическая поддержка касается организации учебного процесса: от требований и рекомендаций по созданию контента до рекомендаций по ведению учебного процесса в рамках дистанционного обучения. Требования и рекомендации должны обеспечить необходимый уровень качества, задавая критерии, которые потом используются для оценки полученных результатов. Чем больше форм работы организуется в рамках дистанционного обучения, тем больше разрабатывается требований и рекомендаций.

  Таким образом, дистанционные технологии являются достаточно эффективным средством организации, контроля и повышения качества СРС, но только при условии системного подхода к их внедрению и постоянного их совершенствования с учетом оценки результатов.

  Использование системы, подобной Moodle, для организации СРС дает следующие возможности:

  - подача материала с использованием деятельностного элемента «Лекция» позволит  реализовать индивидуальную траекторию студента при изучении материала, облегчит ему многократное повторение, даст преподавателю инструмент для изучения активности студента при работе с теоретическим материалом;

  - самоконтроль, тренинги: они работают автоматически, давая студентам большое количество материала для анализа своих ошибок, проверки знаний, отработки простых навыков; преподаватель в свою очередь, получает много информации о типичных ошибках учеников, пробелах в их знаниях, что потом может легко и эффективно использовать на очных занятиях;

  - асинхронное взаимодействие в дополнение к очным встречам: задавать вопросы и получать комментарии от преподавателя студент сможет в любое удобное для него время.

 

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. – 186 с.

2. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.

3. Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. – М., 1956. – 55 с.

4. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. Вып.1. 34 с.

5. Опережающая самостоятельная работа / Л.Г. Семушина, В.П. Одинцова, Е.Ю. Абызова и др. // Личностно-ориентированные технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / под ред Л.Г. Семушиной. - М. : Издательский дом "Новый учебник", 2004. - С. 55-62.

6. Использование технологии дистанционного обучения в вузе /Виштак О.В.// Педагогика. №1, 2005. – С. 51-56.

7. Макарчук Т. А. Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике (На примере экономических и энергетических специальностей классического университета) : Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 : Благовещенск, 2004 175 c.

8. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.

9. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. – Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 с.