Старикова Галина Геньевна

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии Харьковского национального университета радиоэлектроники,

г. Харьков

 

 Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «картина мира» в его разнообразных проявлениях. Рассматриваются такие феномены, как научная, религиозная и повседневная картины мира. Особое внимание уделяется специфике языковой картины мира, которая может значительно отличаться у разных народов. Также анализируется влияние языковой картины на другие разновидности картин мира.

 Ключевые слова: картина мира, научная картина мира, языковая картина мира, гипотеза лингвистической относительности.

 

 Картина мира – термин, сформировавшийся в гуманитарных науках сравнительно недавно, в ХХ веке. Это понятие используется в самых разных отраслях философского знания – в онтологии и гносеологии, эпистемологии и культурологии. В результате за последние десятилетия сложилось множество интерпретаций этого феномена, множество его трактовок, в зависимости от предмета исследования. И при этом не сформировалось единообразное понимание термина «картина мира», большинство его характеристик являются скорее описательными, нежели аналитическими. Как правило, не выделяются и не анализируется составляющие элементы, составляющие картину мира, дается лишь базовое, точнее, рабочее определение понятия. При этом необходимо подчеркнуть, что картина мира является одной из важнейших составляющих любого мировоззрения, будь то повседневное или мифологическое. Поэтому пристальное изучение данного феномена является, на наш взгляд, не только актуальным, но и остро необходимым для современной гуманитаристики.

 Чтобы осуществить подобное исследование, следует начать с анализа уже имеющейся информации о феномене картины мира. Картина мира — это система общих представлений о реальности. Картину мира можно обнаружить или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы, либо же отдельной личности. Очевидно, что каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира, поэтому картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых рыцарей, а картина мира рыцарей не похожа на картину мира их современников-монахов. В результате анализа содержания данного понятия обращает на себя внимание, что этим понятием зачастую обозначаются различные и по содержанию, и по способам функционирования, и по роли в социуме реальные феномены. Можно предположить, что «картина мира» – скорее не научный термин, а метафора, широко используемая в философии и гуманитарных науках при исследованиях мировоззренческих, культурологических, эпистемологических, лингвистических и других сфер функционирования человеческой духовности.

 Картина мира как понятие помогает структурировать наши знания о когнитивных и ценностных установках тех или иных социальных и профессиональных групп, сообществ и этносов. Однако в каждой из перечисленных сфер данное понятие имеет различные смыслы, иногда близкие, как в научной и философской картинах мира, сходные, как в обыденной и национально-языковой картинах, иногда же – совершенно отличные друг от друга, как, например, в религиозной и научной картинах мира. Поэтому мы предлагаем «развести» представления о картине мира как теоретическом, абстрактно-научном понятии и реально существующий и функционирующий в социуме феномен, вернее, различные феномены, сосуществующие как в одном социуме, так и в одной отдельно взятой личности. Так, философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах: онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно. Философское знание – это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

 Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

 Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование. Признание бытия как сущего, неизменного и единого делает мир постижимым и предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

 С другой стороны, религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем «тот» мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу. Основой религиозной картины является базовая человеческая эмоция веры, поэтому и осознаваемость, вербализуемость и доказуемость представлений в рамках этой картины не являются обязательными.

 Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём). Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. При этом она включает представления как о природе, так и о жизни общества. Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания. При этом необходимо подчеркнуть, что на разных этапах развития науки формировались и становились основой научной деятельности различные научные картины мира – от первой, механистической, до современных квантовой и релятивистской.

 Действительно, в процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. Очевидно, что практически все составляющие элементы такой картины имеют понятийное оформление, не только вербализованы и осознанны, но и поняты и доказаны. 

 Особое внимание мы хотели бы обратить на языковую картину мира, поскольку именно она является, по существу, первой картиной мира, доступной для человека. С помощью языковой картина мира на имеющийся небольшой практический опыт ребенка и врожденную биологическую информацию (инстинкты, рефлексы и т.п.) «накладывается» социокультурная сетка смыслов, благодаря которой и осуществляется отбор и последующее понимание того, что сообщают нам наши органы чувств. В современной лингвистике и лингвистической философии национально-языковая картина мира понимается как выраженное средствами определенного языка мироощущение, мировосприятие и мировоззрение (миропонимание) этноса, вербализованная интерпретация языковым социумом окружающего мира и себя самого в этом мире. По сути, это модель мира, воплощенная специфически-языковыми средствами. 

 Основоположником этого направления в лингвистике и, по сути, автором понятия языковой картины мира является В. фон Гумбольдт, который писал: «В каждом языке заложено самобытное мировосприятие. Как отдельный звук становится между предметом и человеком, так и весь язык в целом выступает между человеком и влияющей на него природой» [1, с. 80]. Он считал, что именно в языковых национально-специфических формах происходит осмысление, переживание и оценка мира тем или иным этносом: «… язык является органом внутреннего бытия, даже самим этим бытием, насколько оно шаг за шагом достигает внутренней ясности и внешнего воплощения» [1, с. 47].

 Логическим продолжением идей Гумбольдта стала гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа, которая утверждает, что логика мышления, специфика мировосприятия и характер познания действительности тем или иным этносом обуславливаются языком общения данного социума. Предложенная гипотеза декларировала абсолютный примат языка над категориями мышления и сознания: «Формирование идей не является независимым процессом, строго рациональным в привычном, традиционном понимании, а частью определенной грамматики. Мы расчленяем природу по линиям, предложенным нашим родным языком, … организуем ее в понятия и приписываем ей значения так, как мы это делаем, в значительной мере потому, что мы являемся участниками договора организовывать ее таким образом – договора, который предлагает нам наше языковое содружество и который формируется в систему по образцам нашего языка. Договор, естественно, неявный, но его условия абсолютно обязательны» [2, с. 184-185]. Национальный язык – это не просто «этикетки» для обозначения известных всем объектов, но и полностью специфичный и ничем не заменимый в этой этнолокальной среде инструмент членения, своеобразной апперцепции и объяснения окружающего мира в его взаимодействии с практической жизнедеятельностью человека [3, с. 94].

 Однако самая главная особенность, коренным образом отличающая языковую картину мира от остальных типов картин является то, что она гораздо более объективна и воплощена в реально существующих «предметах» – фрагментах естественного языка. Научная картина мира стремится к объективности, считает это своей базовой характеристикой и достигает максимально возможной для человеческого познания объективности. Однако эпистемологические исследования ХХ века доказали, что и здесь присутствует немалая доля субъективного, ведь процесс познания осуществляет субъект познания, человек или научное сообщество, а истина, как правило, является результатом конвенции. Более того, была признана неустранимость воздействия субъекта познания на его результат. Вербализованность и доказанность тех или иных составляющих научной картины мира отнюдь не исключает их субъективной убедительности/неубедительности этих доказательств для представителей научного сообщества. Более того, одним из проявлений субъективности научного познания является его прямая зависимость от естественного языка, на котором проводятся исследования и описываются их результаты. Г. Гачев, например, рассматривал науку как текст на естественном языке, где образ и его семантическое содержание имеют фундаментально-определяющее значение для воссоздаваемой картины мира и построения теорий. Так наука включается в поле национальной культуры конкретного народа, а в мышлении естествоиспытателей обнаруживаются гуманитарные, эстетические (и другие ценностно-оценочные) моменты [4, c. 54].

 Национальная картина мира исходит из человеческих и социально-культурных глубин и существует как модель мира, матрица для постижения и мира, и общества, и человека. И ученый, в каких «эмпиреях» ни парил бы его ум, рождается в лоне матери-природы и своего народа. Природная, общественная и культурная среда пропитывает своими установками, ориентирами, шкалой ценностей, архетипами мышление ученого, его действия с объектами науки. Подобно тому, как существует априоризм форм чувственности и рассудка, так возможен и «образный» априоризм: первичные интуиции, которые существуют в сознании всех членов данной национальной культуры. Они общи у ученого с простолюдином из его народа и предопределяют во многом его понимание и формулировки теории, особенности логики, построение аргументации. Таким образом, языковая картина мира становится важнейшим субъективным фактором для научной картины. Очевидно, что остальные картины мира включают еще больше субъективных составляющих. 

 Иная ситуация в языковой картине мира. Она базируется на объективно существующем явлении – естественном языке, имеющем свои структурные элементы, правила функционирования и развития. Все языковые компоненты объективны относительно человека или социума, и языковая картина мира «встроена» в эти лингвистические объекты. Исследуя картину мира того или иного языка, мы не можем произвольно интерпретировать содержание языковых единиц, оно нам задано заранее самим языком. В этом заключается специфика языковой картины мира, и эта специфика позволяет нам делать достаточно объективные выводы об истории того или иного народа, его психологических особенностях склонностях и предпочтениях, своеобразии культуры и истоках этого своеобразия. 

 На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что понятие «картина мира» включает в себя достаточно разнородные феномены, связанные с различными типами специфически человеческой деятельности. Можно предположить, что своеобразная «картина мира» существует и у каждого биологического рода в виде врожденных инстинктов, безусловных рефлексов или представлений (на уровне высших млекопитающих). Однако специфика человеческой картины мира заключается в возможности вербализации, понятийно-словесного ее оформления. И здесь мы снова приходим к специфической, особой роли языковой картины мира, поскольку любая иная картина может быть словесно оформлена только с помощью естественного языка. Поэтому гуманитарные исследования, посвященные той или иной картина мира, для более точного понимания изучаемого феномена должны обращаться к роли языковой картины, так или иначе влияющей не только на вербальное оформление мысли, но и на ее содержание. Это делает изучение языковой картины мира особенно актуальным для современной гуманитаристики.

 

Литература:

1. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. Текст / В. фон Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1985. – 451 с.

2. Уорф Б.Л. Лингвистика и логика. Текст / Б.Л. Уорф // Новое в лингвистике. – Вып. 1. – М.: Прогресс, 1960. – С. 173-198.

3. Голубовська О.І. Національно-мовна картина світу в її лексичній іпостасі. Текст / О.І. Голубовська // Мовні і концептуальні картини світу. – К.: «Прайм-М», 2002. – С. 92-98.

4. Гачев Г.Г. Национальные образы науки. Текст / Г. Гачев. – М.: Просвещение, 1981. – 157 с.