Коваль Тамила Валентиновна

Студентка 4- курсу, факультета: театрального искусства 

Харьковская государственная академия культуры

Украина г. Харьков

 

  Анотация: В статье рассмотрены вопросы о специфике студийности как о социально-психологическом явлении, творческий коллектив, закономерности его формирования. Студийный путь развития к будущему театру.

  Ключевые слова: Студия, коллективное творчество, синкретизм, , студийность, экспериментальные мастерские.

  Анотація: У статті розглянуто питання про специфіку студійності як соціально-психологічному явищі, творчий колектив, закономірності його формування. Студійний шлях розвитку до майбутнього театру.

  Ключові слова: Студія, колективна творчість, синкретизм, , студійність, експериментальні майстерні.

  Аnnotaiton: in this article examined question of specifics of theater studios. Theater studio as social-psychological phenomenom, art-group, laws of theater studio formation.

  Key words: collective creativity, syncretism, studiesthe, experimental workshops.

 

  Театральная студийность – это  социально – психологическое явление, коллектив единомышленников, экспериментальное направление сценического искусства.

  Студийность выступает как многогранное и многофункциональное явление. Впервые итальянское слово studio применительно к русскому-театру было произнесено в начале XX столетия. Им воспользовался В.Э.Мейерхольд, создав под руководством  К.С.Станиславского Театр-студию на Поварской (1905) — первую опытную лабораторию сценического искусства.

  Театральная студия изначально была рождена потребностью режиссуры в эксперименте, лабораторном опыте, в поисках и проверке новых форм, способов, приемов постановки и актерской игры, в совершенствовании сценического мастерства. [1,27].

  Особенность студии  в том, что она возникает на основе общности интересов, душевной спайки и гражданского единомыслия. 

  Студия – это тесно сплоченная общность, «единый организм и экспериментальный характер творчества. Студийность обозначает некий эмоционально-этический окрас коллективного творчества. [3,143].

  В последние десятилетия студийность рассматривается как своеобразный педагогический метод - способ подготовки молодежи к сценической деятельности, способ создания новых театров или постановки спектаклей в сложившихся труппах студийным методом.

  Важнейшими условиями для студийного творческого процесса являются единство сплоченной общности и экспериментальной деятельности. [2,56]

  Студию часто называют семьей, братством. Однако,  это  не кровное, а духовное родство, основанное на товариществе и дружбе студийцев.

  Современное общество и искусство вступило в новую эпоху, объединяющую социальные группы в сфере искусства и творческие усилия людей не только по принципу синтеза, но и синкретизма. Об этом свидетельствуют новые процессы интеграции, например, полифоничность жанров, развитие фольклорных и этнических искусств.

  Новый уровень объединенности и сопричастности современных людей и предполагает тесное единство общности, экспериментальный поиск и перманентное наполнение жизни творчеством.

  Эту генеральную тенденцию и потребность человека учитывают многие театры, развивающиеся как творческие организмы, а не только как учреждения культуры [4,197]. В отличие от театров-учреждений, театры-организмы включают в себя студийность, как важнейший и обязательный ингредиент коллективного творчества.

  Именно студийность является основанием «коллектива единомышленников» (О. Ефремов) [6],  и создания «коллективной души» спектакля. Как показала история, теперь уже важнейших и закономерных элементов коллективного творчества.

  Студийность сопутствует подлинному театру, и мы вправе сегодня при классификации творческих коллективов ставить вопрос не только об организационной стороне классификации (театры, студии, кружки), а об уровне студийности в творческих коллективах, как о качественной характеристике творчества и коллектива.

  Коллективному творчеству должно сопутствовать, в той или иной степени, этическое единство коллектива, целостность творческого процесса и синкретизм жизнедеятельности театра в целом, единство жизни и творчества. . [5,39].

  Выявив уровень и качество такого единства, можно поднять эффективность творческого процесса и подчеркнуть качественную оригинальность художественного продукта, особенность его воздействия на зрителей.

  Обрести такое единство не просто, а в большом театре практически невозможно.  По этой причине и не видно сегодня ярких всплесков студийности в практическом театре, как это наблюдалось в предыдущие эпохи. . [7,127].Разобщенность людей в обществе современного переходного периода сказывается и на творчестве артистов в театре.

  Со студийностью связывают отношения людей, степень их общности, соединения духовных интересов и доведения отношений в коллективе до дружеских.  Основополагающей студийность является именно в коллективных искусствах.   Коллективность  способствует  для рождения особого художественного продукта – студийного спектакля.

  Вывод:  студия отражает технологическое единство идейно и этически. Театр, родившийся на почве коллектива, сплоченного студией, предполагает уже  большую широту жизненного и творческого кругозора, идейное богатство, художественное многообразие.

  Студийность в современном театре - это не отдельный элемент творчества или направление, а его закономерный полноценный ингредиент, связывающий социально-психологические процессы коллектива и художественные процессы искусства духовностью общности и тесными нравственными отношениями. 

 

Список литературы:

1. Корогодский З.Я. На перепутье или о старомодном. - Театральная жизнь. - № 3., 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 2006.

3. Поздеев В.А. «Третья культура. Фольклор.Постфольклор». //

4. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности: социально-психологический анализ. – Киев.: Наукова думка, 1979.

5. Кабо Владимир. Синкретизм первобытного искусства. http://members.iimetro.com.au/~Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її./aboriginals/Syncretism.htm

6. Ефремов О.Н. Коллектив единомышленников. // Искусство режиссуры сегодня.. М., 1979.

7. Додин Л. А. Путешествие без конца. СПб.: Балтийские сезоны., 2009.

8. Осиньска Катажина. Монастыри и лаборатории. - Гданьск.: Территория., 2003

9. Базанова О. М Синкретизм. Индивидуальные особенности альфа активности. Новосибирск., 2009.

10. Марков П. А. Первая Студия МХТ. // Соб. Соч. в 4-х тт., т. 1. М.: Искусство, 1974., с. 347-417.

11. Зеньковский В. П. Психология детства., 1996.