- Деталі
- Категорія: Педагогіка
Новак Галина Леонидовна
Председатель комиссии транспортных дисциплин, преподаватель высшей категории Мариупольского механико-металлургического коллежа ГВУЗ «ПГТУ»,
Украина, г.Мариуполь
Григоренко Татьяна Геннадиевна
Председатель комиссии экономических дисциплин, преподаватель высшей категории Мариупольского механико-металлургического коллежа ГВУЗ «ПГТУ»,
Украина, г.Мариуполь
Анотация: В статье рассмотрены инновационные методы повышения качества образовательного процесса в профессионально-практической подготовке студентов колледжа. Представленные в статье методы обучения позволяют воспитывать компетентных профессионалов, умеющих ориентироваться в изменяющихся условиях, готовых решать производственные задачи любой сложности, способных к самообразованию и саморазвитию.
Ключевые слова: медиасреда, электронные образовательные ресурсы, творческое развитие личности, информационно активные методы и формы обучения, практико-ориентированные задачи.
Отличительной чертой современного специалиста любой области является не только наличие фундаментальных знаний в профессиональной деятельности, но и необходимость владения совокупностью программных средств, которые помогут ему ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, задача преподавателя высшего учебного заведения – воспитать профессионала с активной жизненной позицией, компетентного в своей сфере деятельности, с умением ориентироваться в изменяющихся условиях, готового решать профессиональные задачи, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Средствами, способными помочь в осуществлении данной задачи становятся электронные ресурсы, функ¬ционирующие на базе новых информационных технологий и составляющие основу для становления современной медиасреды.
Мультимедиа представляет собой быстро развивающуюся информационную технологию, которую отличают: интеграция в одном программном продукте различных видов информации, работа в режиме реального времени, а также новый уровень интегрированного общения «человек - компьютер». Информационные технологии позволяют создавать такие электронные средства обучения, которые интегрируют свойства практически всех традиционных средств, использовать, корректировать и сохранять опыт, содержащий в информационных средах, обмениваться им, сочетать достижения педагогических и информационных технологий, минимизировать расходы на обучение.
В условиях перехода к разным инновационным моделям и методам обучения, общие принципы и подходы в организации образовательного процесса повышают свою эффективность в профессионально-практической подготовке студентов колледжей.
Внедрение инновационных технологий в условиях тотальной информатизации образования считается в настоящее время прогрессивным шагом, повышает мотивацию обучения и способствует интенсификации учебной деятельности. Для повышения качества образовательного процесса преподаватель в своей работе может использовать электронные образовательные ресурсы, такие как презентации, видеолекции, видеоконференции, электронные учебники, мультимедиа курс, компьютерные модели, образовательные порталы, образовательные ресурсы удаленного доступа и другие. Каждый тип электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе решает ограниченный круг специфических задач, поэтому их использование возможно в качестве вспомогательного материала в образовательном процессе с традиционными педагогическими технологиями и в сочетании друг с другом.
Современные методы образования основаны на принципах, которые фактически заставляют пересмотреть роли преподавателя и студента. Обязательства преподавателя при применении инновационных технологий заключается в том, чтобы создать в учебной аудитории такие условия, которые бы позволили развить у студентов умение критически мыслить, анализировать, побуждать их к тому, чтобы в процессе дискуссии поделиться своими мыслями, идеями, знаниями и опытом. Обязательства студента заключается в том, чтобы обогащая своей творческой энергией учебный процесс, принять на себя долю ответственности за его результативность. При этом студенты должны осознавать, что преподаватель находится в аудитории для того, чтобы помочь им, и они должны воспользоваться этим в полной мере, однако основная ответственность за то, чему они научились, лежит на них.
Учебно-методический комплекс по каждой дисциплине, опирающийся на использование отдельных элементов информационных технологий, обеспечивает повышение эффективности взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе и новое качество образовательной среды. Особенностью учебно-методических комплексов по дисциплинам, использующих электронные образовательные ресурсы, является то, что они оптимально сочетают систематизацию теоретических знаний и практических навыков студентов, повышают качество текущего контроля успеваемости, развивают навыки самоконтроля студентов, позволяют актуализировать и сохранить интерес студента к выбранной профессии.
Каждый тип электронных образовательных ресурсов, включенный в учебно-методический комплекс, имеет свои преимущества и вносит разный вклад в повышение эффективности образовательного процесса.
Не стоит забывать и о творческом потенциале современных студентов, который во многом является движущей силой в овладении профессиональных знаний. Так на смену образованию, дающему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося. Системное становление творческой личности будет обеспечивать гармонизированный образовательный процесс, построенный на принципиально новых методологических основаниях, протекающий в результате творческой деятельности взаимодействия преподавателей и студентов и предполагающий превращение студента из пассивного объекта профессиональной подготовки в субъект взаимодействия. В современных условиях творческая личность становится востребованной на всех ступенях развития. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, а также адекватно на них реагировать, будущий специалист должен активизировать свой творческий потенциал. Однако традиционные подходы к организации профессионального образования не учитывают в полной мере специфику и особенности профессиональной деятельности выпускников в современных условиях.
Переход от информативных к активным методам и формам обучения студентов, через включение в учебную деятельность самих, является необходимым условием для плодотворной реализации задач. Перед профессионально-техническими колледжами поставлены задачи: обучение будущих специалистов фундаментальными знаниями; приучение студентов к самостоятельному получению информации за короткое время и развитие творческого мышления; обучение умениям научного исследования; воспитание разностороннего и культурного человека.
Во время работы над созданием электронных образовательных ресурсов, модель «преподаватель – студент», дает возможность подачи лекционного материала более наглядно, доступно, динамично. В тоже время сохраняется принцип научности. Приобретенный опыт практической деятельности может быть использован будущими специалистами для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивации к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях лично значимых для студентов.
Использование электронных ресурсов в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем электронные средства обучения не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
Компьютерные инновационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Литература
1. Новак Г.Л. Пути активизации работы студентов на занятиях специальных транспортных дисциплин/ Г.Л. Новак // Методический вестник Мариупольского механико-металлургического колледжа. – Мариуполь, 2010. – с.56 – 64.
2. Фіцула М .М. Педагогіка вищої школи: Навч. посібник. – К.: Акдемвидав, 2006. – 352 с.
3. Гуревич Р. С. Інформатизація навчального процесу як чинник формування особистості майбутніх фахівців // Дидактика професійної школи : зб. наук. пр. / ред. кол.: С. У. Гончаренко (голова), В. О. Радкевич, І. Є. Каньковський (заст. голови) та ін. — Хмельницький : ХНУ, 2006. — Вип. 4. — С. 94—97.
4. Литвин А. В. Інформатизація професійно-технічних навчальних закладів будівельного профілю : монографія / Андрій Вікторович Литвин. — Львів: Компанія «Манускрипт», 2011. — 498 с.
5. Смирнова Т.Л. Инновации в образовательном процессе подготовки экономистов // Современное образование: инновационный потенциал умной экономики России: материалы международной научно-методической конференции 1-2 февраля 2007г., Россия, Томск. - Томск: Томский гос. университет систем управления и радиоэлектроники, 2007. - с.98-100.
6. Чупрова, Л. В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе/Л. В. Чупрова//Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012. № 23. С.32–35.
7. Чупрова, Л. В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе/Л. В. Чупрова//Педагогика и современность, 2012. № 1. С.63–67
- Деталі
- Категорія: Педагогіка
- Деталі
- Категорія: Педагогіка
- Деталі
- Категорія: Педагогіка