Пантилеенко Екатерина Сергеевна

преподаватель кафедры иностранных языков

Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна

Днипро, Украина

 

 Аннотация. В статье рассматриваются ключевые понятия, которые лежат в основе социо-философских взаимоотношений и связей личности с внешним пространством, обществом и вещами. Автор обращает внимание на различные аспекты понятий Анима/Анимус и Тень, а именно, как ключевые установки для разума и окружающего бытия, что ведёт к формированию личностной картины мира. Современное общество - это не только мужчины и женщины с особенными независимыми характерами. 

 Ключевые слова: Анима; Анимус; Тень: К.Г. Юнг; бессознательное; существование; женственность; мужественность; особенности, личность.

 

 В системе мироздания формы бытия мужского и женского взяты отдельно. Как известно, мир воспринимается через патриархальное понимание отношений между мужчиной и женщиной. В основу полагаются постулаты Ветхого Завета: «Жена произошла из ребра Адама», «Да убоится жена мужа своего», Христос предложил иное отношение к женщине, но его последователи оставили в действии законы и живут, и действуют по ним до сих пор. В арабо-мусульманской философии для Души и вовсе нет самости, понятия Души и Духа разводятся. В статье через призму теорий относительно «мужского» и «женского» раскрывается социо-философская сторона осознания важности взаимодействия пространств независимо от половых признаков.

 Цель. В центре внимания статьи раскрывается взаимосвязь понятий Анимы и Анимуса, открытых Карлом Густавом Юнгом. Исследуется связь между психологической теорией индивидуации и переоценкой теории Фрейда о «сублимированном сексуальном влечении», и, затрагивая суждения Платона о изначальной силе взаимного притяжения. В статье показан принцип единства Души и бессознательного, положенный Юнгом в основу его концепции совершенной личности, что объективно предполагает выход человека за пределы реальности и его участие в процессе бытия как сформированной личности вне зависимости от пола. Естественно, что важным направлением поиска корней духовности являются попытки анализа взаимодействия вершин самопознания личности и архетипов. В эмпирических методах постижения духовности предлагается диалог человека с сокровенными глубинами своей души, устремляющий его к добру, совершенствованию и способствующий тому, чтобы в земных созданиях услышать голос вечности. 

 Основная часть. Распространению современных подходов препятствует высокая методологическая культура классического философствования, не позволяющая принимать за действительное объяснение социальных процессов. Традиционный ответ относительно вопросов мужского и женского состоит в том, что характер любой деятельности связан со средствами и материалом, применительно к людям с заложенными в них наклонностями и способностями, с «генами» - заложенными возможностями, которые несут как развитые и неразвитые биологические личностные характеристики, которые культура эксплуатирует, развивает и оформляет.

 Следует обратить внимание, что уже Великий философ и мыслитель Платон в диалоге «Пир», а именно, в речи Павсания, а потом и в дальнейших рассуждениях Аристофана, затрагивает вопросы мужского и женского. В его работе выделяется фрагмент, как случается необычная операция, чрезвычайно значимая для дальнейшего развития человечества - разделение надвое наших «предков» – андрогинов, каждый из которых был и\одновременно мужчиной и женщиной «были разделены Зевсом надвое при этом, «существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки мужского и женского. А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский – от Земли, а совмещавший оба этих – от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала» [1; 439-454].

 Андрогины, были так совершенны, так сильны, умны и счастливы, что боги позавидовали полноте их существования и разрубили первых людей пополам. С тех пор эти половинки ищут друг друга по всему свету, чтобы обрести прежние силу и счастье. Как известно из мифов у древних греков происходило разделение «зон ответственности»: за душевную любовь и красоту отвечала богиня Афродита, а за страстность и телестность – божество Эрот. Согласно Платону, Эрот – самое древнее архаическое божество, изначальная сила взаимного притяжения.

 Вопросы межличностных отношений всегда были и являются актуальными так основе работ известного австрийского учёного Зигмунда Фрейда лежит связь между «тенью» и сексуальностью. Он утверждает, что у личности нет духовного начала, это всего на всего первобытная сексуальность, являющаяся одним из основных стимулов развития человека. Юнг в своей практике использовал и развивал теории Фрейда, и выяснил, что существует в человеке переход «мостик» от чисто биологического к социально-философскому и культурному. От З. Фреда и К. Юнга в научная точка отталкивается, что «духовная жизнь по большей части бессознательна, охватывает сознание со всех сторон» [2]. Кроме того, она может снимать ограниченность женских и мужских качеств, понижать внутренние конфликты, связанные с непринятием своей другой или третьей сущности. Андрогинная модель мужского в женском, а женского в мужском, содержит нераскрытые всё ещё вопросы в связи с меняющейся реальностью и другими моделями, и, как считают ученые, она не усовершенствованна. 

 Само понятие «андрогиния» ввёл в научную терминологию Карл Густав Юнг, объясняя дополняя понятиями Тень, Анима и Анимус. Характер тени и души влияет также и на характер личности, в чём швейцарский мыслитель не раз с несомненностью писал [3,4]. 

 Понятия Анимы и Анимуса (лат. anima — душа и animus - дух) — выражают в древнегреческой культуре феномен духовного. Анима (душа) неотделима от своего телесного носителя, в свою очередь, Анимус (дух) обладает статусом автономии. Эти понятия были переосмыслены в аналитической психологии Юнга, обозначив наследуемые бессознательные, архетипические многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский архетип в психике мужчины (Анима) и мужской архетип в психике женщины (Анимус). По Юнгу, как надиндивидуальные образы Анима и Анимус действуют в соответствии с доминантным психическим принципом женской и мужской природы и обладают личностным характером. Так, Анима является строго очерченной фигурой с ярко выраженными эротически-эмоциональными проявлениями и выражает бессознательный «образ женщины», а Анимус являет собой неопределенно многоформенное образование «рассудительного» типа и выражает бессознательный «образ мужчин». По Юнгу, Анима и Анимус первоначально скрываются под маской родительского образа и проявляются незавуалированно с наступлением половой зрелости. Эти бессознательные образы проецируются на фигуру любимого человека и являются одной из причин ее страстной привлекательности. Как персонифицированные компоненты психики, Анима и Анимус обеспечивают связь человека с жизнью и вовлечение в ее процесс. 

 Как утверждает Д. Шарп, канадский исследователь философских работ Юнга, женщина, в высшей степени женственна, и может обладать мужественной душой; очень мужественный мужчина может иметь женственную душу. Эта противоположность возникает вследствие того, что, например, мужчина вовсе не вполне и не во всём мужественен, но обладает и некоторыми женственными чертами. Чем мужественнее его личностная установка, но не индивидуальная, тем больше из неё вытравлены все женственные черты; поэтому они являются в его душе. Такое обстоятельство объясняет, почему именно очень мужественные мужчины подвержены характерным слабостям. И, наоборот, именно самые женственные женщины часто оказываются в известных внутренних вопросах неисправимыми, настойчивыми и упрямыми, обнаруживая эти свойства в такой интенсивности, которая встречается только во внешней установке у мужчин. Эти мужские черты, будучи исключёнными из внешней установки у женщины, стали свойствами её души. Если у мужчины, в общем, во внешней установке преобладает или, по крайней мере, считается идеалом логика и предметность, то у женщины – чувство. Но в душе оказывается обратное отношение: мужчина внутри чувствует, а женщина – рассуждает. Поэтому мужчина легче впадает в полное отчаяние, тогда как женщина всё ещё способна утешать и надеяться; поэтому мужчина чаще лишает себя жизни, чем женщина. Насколько легко женщина становится жертвой в окружающей обстановке, например, в качестве проститутки, настолько мужчина поддаётся импульсам бессознательного, впадая в алкоголизм или другие пороки. Если кто-нибудь тождественен со своим комплексом функций, создавшихся на основах приспособления или необходимого удобства, то его индивидуальные свойства ассоциированы с душой. Из этой ассоциации возникает символ душевного зарождения, который обозначает индивидуальность, ещё не присутствующую в сознании [5]. Мужчины также способны спорить очень по-женски, когда бывают одержимы Анимой и превращаются, таким образом, в Анимус своей собственной Анимы. Проблема тогда становится предметом их личных обид и тщеславия (как если бы они были женщинами); для женщин же она становится вопросом силы – силы истины, справедливости или какого-нибудь «изма» [2].

 Как не раз отмечалось выше, мужское и женское, светлое и тёмное – одни из основных оппозиций в традиционной культуре и философии. Она касается всех существующих сфер человеческого бытия, затрагивает философско-мифологические, религиозные, этнические и обыденные представления. Цивилизованное общество, жизнь, как мы это называем, зависит от взаимодействий между людьми с помощью внутренней персоны. Но идентификация с персоной сулит несовместимость света и тени, души и духа. По Юнгу для развития и бытия человеку лучше было бы иметь достаточно сильное эго, чтобы признать, как персону, так и тень, то есть всё в самом себе, и при этом не отождествляться ни со светлым, ни с тёмным, держать умеренный баланс для непрекращающегося развития вселенной и гармонии. Например, в поиске правосудия и доброты для единственного человека или общества как целого. Сегодня, как известно, одна из самых больших слабостей цивилизации — это наивность в отношении темной стороны человеческой природы. Эта реальность осмыслялась различными способами, рассуждение, которое даёт неадекватный отчет того, как мы «обращаемся» к самой глубокой правде человеческого существования. Карл Юнг возвёл большой мост в образах жизни, который может, в конце концов, поможет нам познать и обратиться к истинной правде. И одним из сложных и необходимых шагов в этом направлении – это противопоставление с нашим собой. Юнг называет темную сторону себя Тень. Личность скрывает в себе несколько заложенных Теней. Например, в поиске правосудия и доброты для единственного человека или общества как целого.

 Научная новизна. Содержимое личного подсознательного приобретается в течение продолжительности жизни индивидуума, содержимое коллективного бессознательного это неизменные архетипы, которые были, и присутствуют с самого начала. Архетипы яснее всего характеризуются с эмпирической точки зрения как самые частые и больше всего влияющие на эго. Они - Тень, Анима и Анимус (Душа и Дух). Самый доступный из них, и самый легкий для испытания – Тень. Её природа может подразумевать определённую меру личного бессознательного. Существуют исключения в этом правиле – те, скорее, редкие случаи, где положительные качества личности подавлены, и эго в последствии играет по существу негативную или неблагоприятную роль. Её природа может в крупном масштабе взвешивать подразумеваемое содержимого личного бессознательного. Только исключения в этом правиле – те, скорее, редкие случаи, где положительные качества личности подавлены, и субъект в последствии играет по существу негативную или неблагоприятную роль [6].

 Тень - моральная проблема, которая оспаривает полностью эго личности, ибо никто не может стать сознательным от тени без значительной моральной попытки. Чтобы стать сознательным от тени необходимо признать тёмные аспекты личности естественными и реально существующими. Действие - существенное условие для любого вида самопознания, и поэтому, как правило, встречается со значительным сопротивлением. Действительно, самопознание, как психотерапевтическое измерение часто требует намного трудоёмкой работы и довольно длительного периода [7]. Более тщательное изучение теневых качеств морально низких по эмоциональной природе составляющих, своего рода нетождественная одержимость или, вернее, чувство владения. Такая эмоция возникает не случайно, не в связи с деятельность, а так, как что-то происходит с нами, само собой. Слабые стороны, то есть теневые качества проявляются быстрее так как подсознание воспринимает реальность, а именно определенный градус более низкого положения и уровня личности. На низком уровне с его бесконтрольными или едва управляемыми эмоциями, человек ведет себя примитивно, он не только в состоянии жертвы своих теневых качеств, но и особенно неспособен к морально устойчивым рассуждениям [8].

 Выводы. В своей практике Юнг пытался найти такую константу, с позиции которой он мог бы рассмотреть и объяснить, что воспринимается как неустойчивое положение человека между двумя крайними полюсами или разными истинами. Среди его попыток сделать это была не только его типология 1921 года, но и, по сути, три других попытки типологической классификации личностей. Теневая действительность жизненного пути, независимо как мужчины, так и женщины, по большей части, скрыта, и общество формирует человечество не личностно, а по соответствующим шаблонам, не способствующим раскрытию характерных сторон. Неразвитые установки и функции, не являющиеся той частью нашего привычного бытия самих, которые Юнг называет Тенью.

 Во все эпохи и времена человек стремился познать гармонию, способы взаимодействия тела, духа, души и ума разными способами: через эмоции и их осознание, конструктивные мысли, собирая всё в единую систему для ума и духа. Тень представляет сущность личности и его взаимоотношение с самим близким ему, а именно, самим собою. Для многих душа была и остается принципом жизни, дыханием жизни и её силой (в некоторых религиях она бессмертна и покидает тело, её взвешивает и оценивают). Во все времена человек упрямо преследует тайны самосознания, рамки истины и души. То, что он открывает, варьируется в зависимости от возраста и места. Познание самого себя Юнг объясняет как Аниму и Анимус. Зигмунд Фрейд использует термин «Психика». Религия прямо ставит задачу – спасти душу, духовную жизнь человека, а философия – ищет идеала мудрости и внутренней гармонии человека к одухотворению мира, к духовному его совершенствованию. Радикальный материализм отрицает существование и независимость процессов души. Вопросы, из которых мы пришли и куда мы идем, почему и зачем, больше не находят общий ответ. Таким образом, поиск «души», поиск, которым занимались столько великих людей, также включает в себя поиск всего человека.

 

Список использованной литературы

1. Платон. Избранные диалоги - Москва: Эксмо, 2009. – С. 439-454

2. Юнг К.Г. Эон. – МОСКВА, АСТ, 2009. – 411

3. Jung K.G. Animus and Anima. New-York, 1957

4. Jung. K.G. Psychological types. – M .:Progress – Universe. 1995.-716 p.

5. Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель/ Пер.с англ. В.Зеленского. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 288

6. Atmanspacher, Harald, "Quantum Approaches to Consciousness", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2015 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = <https://plato.stanford.edu/archives/sum2015/entries/qt-consciousness/>.

7. Woodward, Ashley (2015) Becoming-animal in Shaffer's Equus. In: Deleuze Studies, vol 9. Issue 2. (pp. 231-256). doi: 10.3366/dls.2015.0184

8. Falzeder Ernst. (2016). Types of Truth: Jung's Philosophical Roots. In: Jung Journal-Culture & Psyche, vol 10. Issue 3. (pp. 14-30). doi: 10.1080/19342039.2016.1191110