Буценко Никита Олегович

Студент

Харьковского национального университета радиоэлектроники

г. Харьков

 

Голян Вера Владимировна

руководитель

к.т.н., доцент кафедры Програмной инженерии

Харьковского национального университета радиоэлектроники

г. Харьков

 

 Аннотация. В данной статье автор рассуждает о перспективах развития Web 3.0, рассматривая Интернет как площадку для размещения контента и ведения бизнеса. Также автор рассматривает возможность слияния онлайн и офлайн-контента и преимущества, выходящие из этого.

 Ключевые слова: Web, Web 3.0, перспективы Web 3.0, интернет-технологии, применение Web 3.0, Web 3.0 в бизнесе

 

 Понятие «Web 3.0» является одним из тех, которые каждый трактует для себя по-разному. Так, согласно определению Джейсона Калаканиса, «Web 3.0 - высококачественный контент и сервисы, которые создаются талантливыми профессионалами на технологической платформе Web 2.0» Другое определение идентифицирует Web 3.0 как «Семантическую паутину» (Semantic Web) [1].

 Главная мысль этой концепции базируется на внедрении метаязыка, описывающего содержание сайтов для организации автоматического обмена между серверами. Иначе говоря, эти самые прикрепленные метаданные должны быть поняты системой, подвергнуты машинной обработке, логически соотнесены друг с другом, проанализированы и включены в результаты запроса. Технологии создания «семантического веба» действительно разработаны, однако на этапе обработки и вывода информации появляется ряд проблем:

  • дополнительные затраты для создания семантической версии каждого сайта, по сути переписывание каждой веб-страницы заново;
  • отсутствие гарантии адекватного описывания метаданных веб-мастерами без специальной подготовки при разработке сайтов;
  • невозможность принятия единой системы микроформатов для описания метаданных в условиях существующей конкуренции среди создателей ресурсов.

 На данный момент реализовать Web 3.0 как Сематическую паутину очень сложно не столько по техническим, сколько по экономическим причинам.

 Однако, уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что Web 3.0 — это следующий логический шаг, этап развития идей, обуславливающих понятие Web 2.0. Тем не менее, как такового Web 3.0 еще не существует. Та масса требований, которые выдвигаются сегодня к сети, те идеи, что кристаллизуются в среде Web 2.0, найдут свою реализацию в том, что можно было бы назвать Web 3.0. Важно понимать, что Web 3.0 не является всего лишь надстройкой над второй версией.

 Чтобы понять, чем именно вызвана необходимость появления Web 3.0, стоит вспомнить, при каких условиях был создан Web 2.0: нехватка контента, при экспоненциальном росте подключившихся. Генерация информационного потока была отдана в руки самих пользователей, а владельцы сайтов ограничились созданием и поддержанием инфраструктуры. При этом возникли вопросы к качеству контента. Наглядный пример – онлайн-энциклопедия Википедия, доступ к редактированию ресурсов которой имеет каждый пользователь. Естественно, вносимый контент должен подвергаться модерации со стороны профессионалов. 

 Здесь и появляется Web 3.0. Один из его принципов таков: ресурс может рассчитывать на длительную перспективу, только если он опирается на профессиональную генерацию контента или так называемых «информационных сталкеров» (ресурсы, проводящие поиск, селекцию и отбор контента). В данном случае модерация выражается не только в обнаружении низкокачественного контента. Несомненная ее цель - помочь пользователю в бессистемном океане контента быстрее и точнее находить по его запросам именно ту информацию, которая соответствует интересам конкретного пользователя и на которую можно полагаться если не как на достоверный, то хотя бы как на авторитетный источник. Иначе говоря, происходит уточнение запроса, анализ и обработка информации, которая по формальным признакам могла бы подойти. Можно сказать, что ответы системы становятся интеллектуальными. Конечную цель Web 3.0 в данном контексте можно охарактеризовать так: донести до пользователя интересующую его информацию, оперируя авторитетными источниками.[2] 

 Еще одна причина, по которой введение в эксплуатацию Web 3.0 неизбежно – его огромная ценность во введении бизнеса. Если раньше предприниматели позиционировали Интернет как инструмент для ведения бизнеса, то теперь сеть становится главной причиной его ведения. Главным идеологом в этой области можно считать компанию Amazon. Эта компания предоставляет API к своей инфраструктуре и мощностям. 

 Продолжая тему API, можно сказать, что если сайт не предоставляет API для взаимодействия с другими сервисами или хоть как-то не способствует этому, достойным участником Web 3.0 ему не стать. Помимо обязательного использования API, Web 3.0 должен стереть отличия на стороне клиента и сервера. Для рядового пользователя это значит то, что он сможет работать с сервисами без постоянного подключения к Сети. Возможности этих сервисов в режиме офлайн будут ограничены, однако при нестабильном подключении это может быть единственным выходом. В перспективе граница между онлайн и офлайн режимами буде сужаться все сильнее. Уже сегодня многие пользователи UNIX-систем в качестве приложения, обслуживающего рабочий стол, выбирают браузер. Эта идея когда-то была предложена и Microsoft—в виде Active Desktop — но она не прижилась. Еще одним ярким примером могут служить пакеты офисных приложений. Сегодня пользователь может использовать такие офисные редакторы, как Goodie Docs & Spreadsheets, Zoho, не скачивая их на локальное хранилище. Среди популярных коммерческих пакетов, интегрированных в Сеть, стоит отметить Microsoft Office 365. Коммерческие офисные пакеты примечательны тем, что в них действует система месячной/годовой подписки, которая: 1) обеспечивает пользователю свободу выбора, 2) минимизирует риск пиратства (нелегального скачивания). Если говорить о коммерческой пользе Web 3.0, то на этой стадии предполагается, что специалисты будут зарабатывать в качестве веб-мастеров, а непрофессионалы смогут получать деньги за интернет-активность, заработав статус эксперта на узкопрофильных сайтах или форумах. 

 Можно предположить, что постепенные шаги к системе Web 3.0 со временем решат проблему обесценивания информации в сети, попадающей туда бесконтрольным потоком посредством интерактивных технологий Web 2.0.

 Тем не менее, система сетевых коммуникаций нового уровня Web 3.0 порождает и новый спектр проблем в пользовательском сообществе:

  1. Проблема безопасности личной информации. Если система собирает большое количество личной информации о пользователе, то всегда теоретически будет сохраняться угроза взлома этой базы данных, утечки информации или намеренного «уродования сетевого портрета».
  2. Этическая проблема, связанная с иерархией пользователей. Система предполагает «зарабатывание» статуса сетевого эксперта в той или иной области. Предполагается, что «экспертные» оценки и мнения имеют приоритет. Те, кто обретает этот статус, получают изрядную долю власти над общественным мнением по конкретному вопросу.
  3. Психологическая проблема «преследования» пользователя системой. Постоянное отслеживание всех действий в сети и занесение этих данных в «сетевой портрет» может вызывать стойкое ощущение дискомфорта. Уже сейчас прогнозируют построение Web 4.0 по принципу полной анонимности пользователя перед системой и другими пользователями.

 Стоит отметить, что большой упор на анонимность действий пользователя делается уже сейчас. Большинство компаний (Yandex, Google, Opera) выпускает браузеры со встроенным анонимайзером, который не запоминает данные (пароли, логины, адреса электронной почты и т.д.), введенные пользователем, и запрещает сайтам отслеживать действия посетителей через cookie. Сам пользователь может активировать или дезактивировать анонимайзер в любое время.  

 

Список использованных источников:

1. Александр Фельдман. Интернет третьего поколения - https://www.e-xecutive.ru/management/practices/945802-internet-tretego-pokoleniya

2. В.А. Шачкова. Возможности системы Web 3.0 в современном медиапространстве: проблемы и перспективы - https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sistemy-web-3-0-v-sovremennom-mediaprostranstve-problemy-i-perspektivy