Штонденко Анастасия Александровна

Студент II курса факультета КН

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Украина

Харьков

 

 Аннотация: Борьба за равенство всех социальных групп давно стала неотъемлемой частью современной истории человечества. Самым масштабным движением против традиционной дискриминации является феминизм. Какой самый сложный и неоднозначный вопрос, рассматриваемый в рамках феминизма. В первую очередь – это вопрос интерсекциональности. Что такое теория пересечений и почему она так важна для любого феминизма? Как взаимодействуют различные формы дискриминации, доминирования и угнетения? Почему феминизм должен быть интерсекциональным? В чем отличие позиций радикального феминизма от интерсекционального? Всем этим вопросам и посвящается данная статья.

 Ключевые слова: феминизм, теория пересечений, интерсекциональность, дискриминация, привилегии, радикальный феминизм, патриархат, идентичность.

 

 Одной из наиважнейших проблем современного общества была и остается проблема феминизма. Ее актуальность связана с тем, что идеи феминизма и их реализация до сих пор не получили однозначной оценки и остаются обсуждаемыми и дискутируемыми. Осложненные колониальной историей, классовым угнетением, укоренившимся патриархатом, современным фундаментализмом, устаревшими системами нормативных представлений и новыми формами дискриминации, политика и средства массовой информации до сих пор поощряют расизм, нетерпимость и дискриминацию женщин. 

 Однако кроме гендерной принадлежности, основанной на бинарном противопоставлении, существует много критериев для возникновения неравенства – сексуальная идентичность, раса, этническая принадлежность, религия, гражданство, возраст, социально-экономический статус, физические и умственные способности и так далее. 

 Тема пересечения дискриминаций стала обсуждаться в социологических кругах в 1960–1970-х годах в связи с развитием мультикультурного феминистского движения. Теория выросла из так называемого «черного феминизма» – движения афроамериканок, которые заявляли, что «обычный» радикальный феминизм ставит целью улучшение жизни белых цисгендерные женщины среднего класса, не представляющих феминистское движение в целом [1]. Данное явление получило название теории пересечения (или интерсекциональность). В 1989 году впервые этот термин ввела Кимберли Креншоу, известная специалистка по вопросам законодательства и расовой теории. 

 "Ограничение возможностей и личного прогресса, которые вызывает дискриминация, никогда не ограничиваются каким-либо одним аспектом нашей идентичности", – скажет заместитель Верховного комиссара по правам человека Кейт Гилмор в 2017 году [2].

 Внутри системы ООН расовая и гендерная дискриминация до сих пор рассматриваются разными механизмами угнетения. Однако не существует малозначимой социальной борьбы, согласно теории пересечения борьба с каждым видом угнетения является значимой для создания свободного общества [3]. Поэтому цель данной работы обратить внимание на развитие и защиту прав человека, в особенности женщин, с учетом их особенностей. 

 Кимберли Креншоу в своем эссе признается: «Термин «интерсекциональность» появился после случайной встречи с женщиной по имени Эмма ДеГраффенрид, чей иск против местного завода по факту расовой и половой дискриминации отклонили, аргументируя это тем, что работодатель нанимал афроамериканцев и нанимал женщин. Однако реальная проблема была в том, что все афроамериканцы, которых нанимали на производство, были мужчинами. А женщины, которых обычно нанимали в качестве секретарш, были белыми» [4]. Данный пример объясняет, что интерсекциональный подход в феминизме означает, что сексизм не рассматривается в вакууме от других практик дискриминации – расизма, гомофобии, трансфобии, эйджизма, эйблизма и т.д. – все они пересекаются [5].

 Подобное разнообразие дискриминаций делает опыт каждой женщины уникальным результатом комбинации пересечения форм угнетения и привилегий. Так, представительница среднего класса может довольно легко упустить из виду проблему бедности, существующую среди темнокожих женщин, несмотря на то, что осознаёт проблему расовой дискриминации по отношению к ним. Подобным же образом люди без инвалидности порой не замечают проявлений эйблизма, цисгендерные - трансфоби, а исповедующие ислам – не видят антисемитизма. 

 

 

Рис.1 Пересекающиеся оси привилегий, доминирования и угнетения

 

 Интерсекциональный феминизм пытается взглянуть на то, как женщины с различающимся опытом сталкиваются с дискриминацией. В основе теории пересечений лежит допущение, что люди одновременно являются членами более чем одного сообщества, группы и могут одновременно быть и угнетенными, и привилегированными. Анализ пересечений направлен на то, как современные системы дискриминации создают виды неравенства, которые определяют положение женщин. Что в свою очередь порождает непринятие и критику интерсекциональности. 

 Джоанн Конаган, к примеру, утверждает, что данная теория сосредотачивается на анализе «многочисленных способов порождения и закрепления подгрупп неравенства» [6], что одновременно организует и поддерживает систему социального неравенства, ненависть и вражду. «Радикальный феминизм» считает, что заострение внимания на различных формах угнетения делает невидимым сам патриархат, т.к. у  всех женщин без исключения есть общий негативный опыт, связанный с доминированием мужчин (что закрепило за представительницами этого движения репутацию «мужененавистниц»). Представители радфема утверждают, что теория интерсекциональности мешает женщинам увидеть и отстаивать общие интересы, что ведет к разобщению, чего и добивается патриархальное общество [7]. Критики Крэншоу указывают на то, что идеальное воплощение теории в реальной жизни крайне затруднительно. Общество не обладает достаточным количеством времени и ресурсов для того, чтобы обеспечить соблюдение интересов всех групп, включая самые мелкие. Например, с практической точки зрения, невозможно повсеместно внедрить использование алфавита Брайля и сурдоперевода в рамках заботы о нуждах слепых и глухонемых [8]. 

 Проанализировав популярные форумы и социальные сети с тематикой феминизма, я сделала вывод, что большинство интернет-пользователей видят порочность теории пересечений в следующем: 1) воплощение этой теории на практике в рамках феминистского движения не представляется возможным даже в обозримом будущем; 2) заострение внимания на разности, отдельности и исключительности играет на руку патриархату – женщины и раньше были разобщены, так будут разобщены и впредь. 

 Однако если мы не будем смотреть на мир сквозь призму интерсекциональности, феминистское движение никогда не сможет по-настоящему бороться с угнетением, ведь на самом деле невозможно разграничить формы дискриминации и вести борьбу против одного врага.

 Чтобы лучше понять идею интерсекциональности, посмотрим на одну из самых популярных форм угнетения женщин – насилие. По самым скромным подсчётам, за всю свою жизнь от 25% до 50% женщин сталкиваются с насилием на гендерной почве (физическим, сексуальным или психологическим). Но если мы будем приводить эту статистику именно в таком виде и не будем разбирать её на составные части, то тем самым мы скроем тот факт, что более высокое материальное благополучие женщин ограждает их от некоторых разновидностей насилия, «цветные» женщины сталкиваются с физическим насилием чаще, чем белые женщины, а трансгендерные женщины на 27% чаще сталкиваются с агрессией на почве ненависти, чем цисгендерные. 

 Отсутствие интерсекциональности также выливается в стирание уникальности людей и их идентичностей. Заблуждение, состоящее в том, что интерсекциональность якобы способствует расколу в феминистском движении и подрывает его единство, опровергается тем фактом, что игнорирование проблем, актуальных для отдельных групп женщин, во имя сохранения единства приводит к тому, что в центре движения оказываются только те, у кого больше всего привилегий и видимости. А интерсекциональный феминизм требует лишь одного – не обесценивать чужих проблем.

 Страдание неодинаково, боль исчислима [9]. Проект теории пересечений предусматривает возможность выразиться знанию, которое было выработано отдельными социальными группами женщин в рамках их специфического существования, отягощенного различными формами неравенства и угнетения, и поделиться стратегиями выживания и сопротивления проявлению подобных несправедливостей.

 Примером реального реагирования на интерсекциональную дискриминацию стала Статья 14 Европейской конвенции о правах человека, которая предусматривает: «осуществление прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции, гарантировано без дискриминации по любому признаку, включая пол, расу, (...) или иной статус». Европейский суд по правам человека никогда явно не использовал термин «интерсекциональность» в своей практике, но, тем не менее, давно демонстрировал, что он готов применять Статью 14 так, чтобы учитывать опыт жертв дискриминации по нескольким пересекающимся признакам. Это доказывает возможность применения гибкого, целостного подхода, способного исследовать и устранять историческое, социальное и политическое угнетения женщин, чтобы можно было добиться реального равенства в сфере прав человека.

 Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о невозможности отделения одного вида угнетения от другого, потому что все они взаимосвязаны между собой и все они влияют на наш опыт, пересекаясь друг с другом. Поэтому движение, в защиту женских прав, не может оказывать по-настоящему сильное воздействие без обращения к нуждам и проблемам всех женщин. Без интерсекционального подхода все феминистические действия будут рассматриваться как попытки подвести всех под одни стандарты, игнорируя особенности каждого человека, что приведет к тому, что без внимания окажутся конкретные и очень серьезные проблемы определенных групп женщин.

 Таким образом, феминизм на самом деле не феминизм без интерсекциональности.

 

Литература:

1. Дэвис А. Женщины, раса, класс / А. Дэвис. – М.: Прогресс, 1987

2. Гендерная дискриминация, расовая дискриминация и права женщин [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ohchr.org/RU /NewsEvents/Stories/Pages/GenderNormsAndRacism.aspx

3. Интерсекциональный феминизм [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://virgoclub.ru/intersectional-feminism.html

4. Crenshaw К. Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics and Violence against Women of Color / К. Crenshaw. – Stanford Law Review, Том 43, 1991

5. Феминизм 101 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nixelpixel.tumblr.com/ post/99134981487/%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC-101

6. Conaghan J. Intersectionality and the Feminist Project in Law / 

J. Conaghan. – London: Routledge Cavendish, 2009

7. Радикальныйм феминизм vs интерсекциональность [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://themiskyra.diary.ru/p204687576.htm?oam#more1

8. Интерсекциональный феминизм: определение, особенности и интересные факты [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://fb.ru/article/343109/intersektsionalnyiy-feminizm-opredelenie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

9. Аргуэльес Х. Мандала / Х. Аргуэлье, М.  Аргуэлес. – М.: Благовест, 1993