Керенцева Кристина Валериевна

Студентка 4 курса

Специальность «Коррекционное образование»

Днепровского национального университета имени Олеся Гончара

Украина, город Днепр

 

Научный руководитель

Николенко Людмила Николаевна

Кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры педагогики и коррекционного образования 

Днепровского национального университета имени Олеся Гончара

Украина, город Днепр

 

 Анотация: Учителям и воспитателям сложно вызвать желание учиться у детей с нарушением слуха, а не просто выполнять заданные задания. Это является одной из главных задач их обучения. В этой статье мы рассмотрим особенности и способы стимулирования познавательных интересов у младших школьников с нарушением слуха, что бы прояснить их мотивы и способы простимулировать их интерес к учебе и знаниям.

 Ключевые слова: Стимулирование, познавательные интересы, младшие школьники с нарушением слуха, особенности детей с нарушением слуха.

 

 Мир продолжает меняться, и вместе с ним меняется система образования, но неизменной остается потребность в обучении будущего поколения. Процесс обучения не может существовать без стимулирования познавательных интересов. Детям, и в особенности младшим школьникам с нарушениями слуха, требуется помощь учителя, воспитателя, родителей в том, чтобы подтолкнуть к изучению, найти путь, пробудить у детей желание к познанию.

 Для того, чтобы правильно стимулировать познавательные интересы детей с нарушением слуха, нужно знать особенности процесса их обучения.

 Особенности учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха хорошо описаны в работах Е. Г. Речицкой. Исходя из ее слов, у глухих детей наблюдаются все виды мотивов учебной деятельности. Наиболее значимой для них является мотивация, связанная с получением высоких отметок,  это сильные, реально действующие мотивы. Исследовательница выделяет, что у глухих детей эти мотивы остаются доминирующими на протяжении всего младшего школьного возраста, вплоть до 4 класса. На втором месте у глухих детей находится престижная мотивация – «хочу учиться лучше всех». Для младших глухих школьников характерна ситуативная, недостаточно критичная, завышенная самооценка. Можно предположить, что это вызвано узким кругом общения глухих: 6-12 человек в классе в условиях интернатного обучения, что создает объективные предпосылки для возможности «быть первым» в чем-то [5].

 На следующем месте – мотивы долга и ответственности. Для глухих детей важно выполнить требование учителя, это своего рода их долг перед ним. У глухих первоклассников 2-е место занимает личный долг ученика: «Я знаю, что надо хорошо учиться». Вместе с этим, мотив самосовершенствования («Хочу после школы учиться дальше») для младших глухих школьников не является актуальным, вероятно, из-за того, что они ничего не знают по этому поводу.

 На последних местах находятся мотивы избегания неприятностей. В связи с этим можно сделать вывод о том, что внешнее принуждение со стороны педагогов и родителей не будет усиливать мотивацию ученика, а скорее, наоборот [5]. 

 Исходя из изложенного, мы приходим к выводу, что для формирования положительного отношения к обучению следует опираться на положительные способы, а еще лучше, стимулировать познавательный интерес. Не просто стимулировать глухого ребенка к обучению, выполнению заданий, а именно – к самому познанию учебного материала, и делать это не принудительно. 

 Ведущую роль в формировании учебной деятельности глухих детей играют познавательные интересы. Интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, т. е. на более полное отражение действительности [1].

 Познавательные интересы способствуют лучшему восприятию содержания учебной деятельности, приводят к прочному усвоению знаний и более успешному применению их на практике, под их влиянием изменяется характер деятельности и связанные с этим переживания [3]. 

 Н.Г. Морозова выделила следующие черты, характеризующие познавательные интересы: познавательное отношение, окрашенное особенной интеллектуальной эмоцией, например, переживание радости в связи с познанием нового и овладением учебной деятельностью; непосредственный мотив, идущий от самой деятельности [1].

 Для нас является важной мысль о том, что в стимулировании и формировании познавательных интересов важны правильная организация учебной деятельности, всего педагогического процесса, обеспечивающая успешное накопление знаний, и положительное эмоциональное отношение к педагогам, особенно на начальных этапах обучения [2]. Особенно нужно учитывать возраст детей, ведущий вид деятельности и особенности формирования учебной деятельности. 

 В процессе обучения используются различные методы и приёмы стимулирования познавательного интереса. Для младших школьников с нарушением слуха следует выбирать наиболее подходящие, чтобы не сделать только хуже. Например, одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учебе является создание ситуации успеха у школьников. Всем известно и все проходили через то, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему захотеть преодолеть трудности в обучении и рассчитывать на дальнейшие успехи. Поэтому можно подобрать сдвоенные задания: первое задание будет не тяжелое и будет служить базой для выполнения второго. 

 Также ценным методом стимулирования интереса к обучению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Как мы уже знаем, игра остается ведущим видом деятельности у младших школьников и прекрасно используется как средство возбуждения интереса в учебе. Тут учитель и воспитатель могут уйти в большой полет фантазии, можно выбрать любую игру и сделать ее познавательно интересной для детей. Например, «Природный хоккей» или «Путешественник».

 В качестве приёма, стимулирующего интерес, выступает и приём удивления. Младшие школьники с нарушением слуха очень ярко на все реагируют, им интересно узнавать что-то новое и даже спорить по этому поводу. Поэтому можно проводить рубрики «Интересные факты», используя визуальные средства, показывать интересный материал, который их удивит и заинтересует, и т.д.

 Для глухих младших школьников существенное значение имеет и внешняя привлекательность наглядных пособий, всей школьной атрибутики. Успешному формированию познавательных интересов этих школьников способствуют актуализация имеющихся у них знаний, показ нового в старом и уже знакомого в новом. Реализация этих условий сделает возможным вызвать у учащихся интерес не только к результату, но и к содержанию учебной деятельности [1].

 Конечно, не стоит забывать про общедидактические методы обучения, и приемы стимулирования обучения у детей. Но все же нужно делать больший акцент на их интересе к обучению. 

 Современный подход к педагогическому процессу предполагает, что педагог не только воспитывает и учит, но и актуализирует, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, создает условия для самосовершенствования. Как показывает практика, младшие школьники с нарушением слуха склонны просто выполнять задания, без погружения в изучения базовых знаний. Наша задача – достучаться и найти лазейки, с помощью которых мы добьемся заинтересованности детей в учебе.

 

Литература

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова – М.: Академия, 2002. – с. 203.

2. Бурова Н.И. Учим учиться детей с нарушениями слуха : методические рекомендации / сост. Н.И. Бурова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – с. 4.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Л.С.Выготский. – СПб.: 2003. – с. 654. 

4. Речицкая Е.Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Под ред. Е. Г. Речицкой. — М., 1994.

5. Щукина Г. И. Проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г.И. Щукина – М., 1988. – с. 208