Коваль Тамила Валентиновна
Студентка факультета: театрального искусства,
Кафедра режиссура,
Харьковская государственная академия культуры
Украина, г.Харьков
Аннотация: в статье показана важность раскрытия духовного и творческого потенциала детей через приобщение к театру. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Под творческой деятельностью имеется ввиду такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, художественно-творческие способности, педагогический процесс.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Проблема развития театрализованной деятельности актуальна и является важнейшим средством творческого развития детей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость и оценок, особую чувствительность. [1, c.60]
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. [5, c.248]
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. [2, c.56] Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дети – прекрасные актеры, непосредственные, эмоциональные. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Он развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. [4, c.92]
Система театральных занятий с целью развития творческих способностей включает в себя следующие задачи:
- развитие инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, творчества взрослого и ребенка;
- развитие творческого воображения и формирование творческой личности ребенка;
- обогащение опыта детей по восприятию произведений музыки с учетом общих закономерностей музыкального развития;
- побуждать детей к творческой фантазии, ее воплощению в движениях, импровизации и выполнении творческих заданий.
Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению. Самый маленький путь эмоционального раскрепощения дитя, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральное искусство. Являясь более распространенным видом детского творчества, конкретно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр владеет большой силой действия на эмоциональный мир ребенка.
Список литературы:
1. Березина В.Г. Детство творческой личности. – 1994. – 60 с
2. Левин В.А. Воспитание творчества. – 56 с.
3. Исаченко Т.В. Творческое развитие личности ребёнка дошкольного возраста средствами театра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/tvorcheskoe_razvitie_lichnosti_rebenka_doshkolnogo_vozrasta_sre dstvami_teatra-173931.html
4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество детей. – 92 с.
5. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2004. – 248 с