Жорник Диана Владимировна
Студентка 4- курсу, факультета театрального искусства
Харьковская государственная академия культуры
Украина, г. Харьков
Анотация : В статье рассмотрены вопросы о формировании режиссерских навыков посредством тренингов. Специфические особенности тренингов в процессе обучения режиссера эстрады и массовых праздников.
Ключевые слова: Тренинг, режиссерский тренинг, режиссерские навыки и умения, специфика режиссерского тренинга.
Анотація : У статті розглянуто питання про формування режисерських навичок за допомогою тренінгів. Специфічні особливості тренінгів у процесі навчання режисера естради та масових свят.
Ключові слова: Тренінг, режисерський тренінг, режисерські навички та вміння, специфіка режисерського тренінгу.
Annotaiton: in this article examined question of of formation of directorial skills through training. Specific features of training in the process of stage and mass shows director learning
Key words: Training, directing training, directing skills, specific directorial training.
Формирование режиссерских навыков и умений сложный и трудоемкий процесс.
В теории сценического искусства – вопрос о том, кто такой режиссер и какими навыками он должен обладать был освещен неоднократно. К. С. Станиславский в своих беседах так же затрагивал данный вопрос. «Режиссёр – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как её играть, не тот, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний обо всех областях, помимо своих профессионально-театральных. Раньше я отвечал, что режиссёр – это повитуха, которая помогает родиться новому произведению искусства. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, и нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режиссёрское мышление. Режиссёр должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителя мысли, нужные современности» [1 ; 42]
Так же задавалась этими вопросами и Л. П. Новицкая, посвятив ему несколько абзацев, она сделала вывод, что:
-режиссёр – это организатор всего творческого процесса;
-режиссёр – образец принципиальности, пример в области этики и морали
- режиссёр – воспитатель;
- режиссёр – это педагог. [2]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что режиссер - это сложная, всеобъемлющая профессия, для овладения которой необходим большой и систематичный труд.
Однако возникает вопрос, как же тренировать и нарабатывать свои профессиональные навыки. Хореограф развивает свое мастерство при помощи освоения физических элементов, повторению и отработке танцевальных комбинаций, выполнению пластических движений. Вокалист с помощью тренировки правильного дыхания и голосового аппарата. Музыкант в любой момент может тренироваться на своем музыкальном инструменте. Для режиссера же способом тренировки своих навыков являются тренинги.
Тренинг - (от англ. train — тренировать, тренироваться). это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков.
Тренинг – это задачник с целым рядом рекомендуемых упражнений.
Над разработкой тренингов трудились многие театральные деятели, но по большей части они посвящались наработкам и освоению актерского мастерства, не учитывая специфику подготовки режиссера и тем более специфику воспитания режиссера эстрады и массовых праздников.
Режиссёрский же тренинг – это комплекс специальный упражнений, формирующий отдельные операции профессиональной деятельности, направленных на расширение возможностей личности за счёт развития профессионально важных качеств.
Вопросы подготовки творческого аппарата режиссёра к профессиональной деятельности, формирования психотехнических навыков для дальнейшей практической работы продолжают оставаться актуальными.
Что бы выделить особенности тренингов для режиссера эстрады и массовых праздников, необходимо выявить, какими основными навыками и умениями он должен владеть. В данной статье мной будет рассмотрено лишь несколько из них.
Среди навыков обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных функций, прежде всего, необходимо выделить организованность - умение организовать все вокруг, начиная с себя. Часто в массовой режиссуре невозможно осуществить репетиции в полном объеме и перед режиссером стоит задача продумать все детали праздника, дать четкие задачи всем службам и артистам.
Не менее важно развивать пространственно-временное восприятие. Умение от начала до конца видеть каждую деталь, параллельную работу всех служб является необходимым. Из-за недостатка, а иногда и полного отсутствия репетиционного процесса, режиссер должен четко видеть продуманную картинку всего действа. Все этапы репетиционного процесса происходят в фантазии режиссера.
Стоит отметить аналитические навыки. Так как неотъемлемой составляющей массового действа является злободневность (актуальность) режиссеру необходимо мгновенно анализировать все события и переводить их в форму образного, сценического воплощения. Запечатленные в сознании режиссера проблемные ситуации из жизни, став продуктом аналитической деятельности, могут использоваться в будущей постановке, подсказав верный способ решения образа персонажа или всего представления в целом, влиять на процесс целостного воплощения режиссерского замысла. [3] Именно на аналитической основе (анализа и синтеза) могут создаваться новые творческие и креативные идеи.
Хотелось бы затронуть важное умение креативно мыслить - смотреть на проблему с разных точек зрения и находить решения раньше других, умение мыслить гибко. Без этого невозможно достичь личного и профессионального успеха в творческой профессии. Будущий режиссер эстрады и массовых праздников должен найти нестандартные, инновационные решения реализации творческих идей и применить их на практике [4]. Тренингам на креативность посвящено много статей и книг, однако они не рассматривают их под углом воспитания креативности режиссера.
Безусловно, важной составляющей является тренировка внимания. Направленность тренинга относится к развивающему, а не к воспитывающему. Внимание начинает воздействие на восприятие — реактивность, тренирует новое внимание. Цель — научить себя обращать внимание на то, на что раньше обращать внимание не требовалось; это — главное условие расширения восприятия. [5]
Еще одним навыком, который необходимо развивать режиссерам эстрады и массовых праздников является символическое видение. Если в спектакле театра или в художественном фильме режиссер, создавая образы героев и наделяя их индивидуальными качествами, разрабатывает характеры, пользуясь тончайшими психологическими нюансами, мотивирует их поступки, прослеживает взаимоотношения персонажей, последовательно выстраивает ход событий, то в любом массовом действии столь же глубокую и значительную тему он раскрывает через отдельные эпизоды, разножанровые номера, объединяя их одной идеей, одной целью, к которой они направлены. Здесь режиссер действует на сознание и воображение участников и зрителей общими понятиями, крупными сценическими символами.
Важно научиться воспринимать и развивать в себе 5 чувства: слух, зрение, осязание, обаяние и вкус. [4] Это создает объемное восприятие, что является необходимым для режиссера при постановке любого сценического действа.
Всё вышесказанное, не исключает овладение будущим режиссёром эстрады и массовых праздников основами актёрских тренингов. Выполняя те же элементы актёрского тренинга, режиссёр преломляет их внутренним взором, через внутренний импульс – и как результат, вырабатывает в себе определённые профессиональные качества.
Список литературы
1. Бритаева Н. Х.-М. Внутренний монолог в процессе воспитания актеров и режиссеров. Диссертация. М.: 1978 г.
2. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. Элементы психотехники актерского мастерства. — М., 1969 г.
3. Тарасов П. Ю. Формирование аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. Автореферат. – М. 2010 г.
4. Бугаева. В. А. - Методика развития креативного мышления режиссеров эстрады и массовых праздников. Журнал «Аркадія» 2016г.
5. Грачева Л. А. Тренинг внутренней свободы. СПб.: Речь, 2003.
6. Александровская М.В. Тренинг актерской психотехники. Екатеринбург, 1990г.
7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995 г.
8. Собкин В. С. Опыт исследования личностных характеристик студента-актера // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984 г.
9. Краткий психологический словарь (Под общ. ред. Петровско¬го А. В.; Ярошевского М. Г.; сост. Карпенко Л. М. — М.: Полит¬издат, 1985
10. Сборник практических упражнений по режиссуре. М.: ГИТИС им. Луначарского, 1992 г.