Шишкин Анатолий Иванович
д.т.н, профессор.
Заслуженный экономист РК,
Главный научный сотрудник
ИЭ Карельского НЦ РАН
УДК 332.02: 332.05: 338.2
Аннотация.
Социально-экономическое развитие региона рассматривается как ком-плексное необратимое явление в контексте глобализационных процессов. Диалектическое соотношение роста и развития воспринимается как эволю-ционный процесс и выражается в виде взаимосвязанных количественных и качественных преобразований. Разработана и апробирована методика ис-пользована интегрального критерия социально-экономического развития ре-гиона на примере Республики Карелия.
Ключевые слова: кибернетический подход, управление, социально-экономическое развитие, мониторинг, принятие решений.
Предполагается необратимость развития общества, результатом кото-рого является его новое качественное. Методик качественной и количест-венной оценки управляемых процессов на уровне регионов и стран нет. Это создает впечатление о том, что развитие обществ идет спонтанно само по себе (неуправляемо). Автор считает, что рейтинги стран, регионов только фиксируют социально или экономическое состояние субъектов. Конечно это влияет в некоторой степени на принятие управленческих решений. Но ки-бернетический подход требует наличие планов- проектов и мониторинга вы-полнения этих планов по контрольным параметрам в течение всего плани-руемого периода. Бизнес большой и малый так работает в рыночных услови-ях. Управление территориальными системами принципиально отличается от управления бизнесом. Появление новой формы управления процессами на территориях –«дорожные карты» радует теоретиков управления , так являет-ся это довольно успешные попытки создания моделей.
Без создания достаточно адекватных моделей процессов, которыми есть желание управлять (исполнять планы и реализовывать стратегии) процесса-ми, цели не могут быть достигнуты .
Вопросы создания достаточно адекватных моделей успешно решены в бизнесе, в управлении технологическими процессами. При этом приход ма-тематики в моделирование детерминированных процессов позволил успешно решать весь комплекс задач управления: сбор информации, её обработка, принятие решений и мониторинг процесса реализации этих решений. Этот процесс компьютеризирован и эффективен.
Наука сегодня не в состоянии математизировать СЭП в обществе (они не поддаются Детерминированию). В управлении СЭП в регионах много разрабатываются и частично внедряются графические, графо-анилитические (с частичной математизацией) модели: это стратегические планы, концеп-ции, программы (на разных уровнях). Более того иногда они сопровожда-ются элементами мониторинга по старым технологиям его исполнения. Счи-тается множество рейтингов территорий, но нет того мониторинга, который позволяет определить траекторию развития территории по результатам вы-полнения стратегии и комплекса программ.
Разработанная в Карелии методика, позволяет выполнять независимый мониторинг принятого стратегического плана и программ по его реализа-ции по количественным объемам производства и динамике качества.
Развитие региона зависит от множества внешних и внутренних воз-действий (вызовов) и во времени накапливается информация, которая позво-ляет создать достаточно большие массивы, позволяющие использовать воз-можности эконометрики для оценки и моделирования трендов параметров развития территории:
• увеличение масштаба производства и появление новых рынков;
• повышение производительности труда, изменение структуры экономики и смена базовых технологий или технологического уклада;
• изменение системы распределения ресурсов и территориальной экономи-ческой ренты;
• развитие финансовой системы, рост территориальной ренты;
• развитие инфраструктуры, пространственные преобразования;
• увеличение скорости и объема переработки информации, развитие сис-тем коммуникации;
• изменение социальных стандартов и норм жизнеобеспечения, увеличение благосостояния;
• развитие институциональной системы;
• изменения в социальной и культурно-духовной сфере, и т.д.
В мировой экономической науке и практике управления нет единого мнения в отношении критериев развития. В документах Совета Европы под термином экономического (или более широко социально-экономического) развития понимается создание условий для сбалансированного территори-ального развития (включая, помимо экономических факторов, инфраструк-туру, транспорт, коммуникации, социальную инфраструктуру), создание благоприятной среды для экономической деятельности на региональном уровне, повышение конкурентоспособности и эффективности регионального хозяйства.
При оценках развития ученые и власть руководствуются общепри-знанными документами, в частности:
1. Хартией городов Европы за устойчивое развитие (Аалборгская хартия от 1994),
2. Европейской перспективой пространственного развития (Потсдам, 1999 г.),
3. Документами Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йохан-несбурге (Йоханнесбургский меморандум от 2004 г.) и др.
Как правило, говоря о развитии на уровне территории (страны, регио-на, группы стран), выделяют 5 основных параметров:
1. ВВП (или ВРП) на душу населения (как это принято в документах Всемирного банка и др. международных организациях),
2. уровень или качество жизни (как это принято в США, в частно-сти в документах Совета по конкурентоспособности, и других странах),
3. уровень жизни и социальное благосостояние (как это принято в документах Европейской Комиссии);
4. индекс развития человеческого потенциала (по методике ООН);
5. справедливое распределение благ, коэффициент Джинни и др. кри-терии.
Системный подход в практике управления регионов и муниципальных образований использует коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джинни), ожидаемую продолжительность жизни при рождении, общий ко-эффициент рождаемости, коэффициент естественного прироста.
В зависимости от цели стратегического плана и программ его реализа-ции используются и такие параметры как:
• Соотношение браков и разводов,
• индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП),
• общая смертность и младенческая смертность,
• уровень жизни (отношение реальных доходов к минимальному потребительскому бюджету,
• доля населения, имеющего доход ниже минимального потреби-тельского бюджета, уровень относительной и абсолютной бедно-сти.,
• уровень безработицы.
Значительно реже используются параметры по сферам занятости: уро-вень грамотности, индекс преступности, удельный вес семей, обеспеченных отдельными квартирами, обеспеченность жильем, обеспеченность личным легковым автотранспортом и т.д. и др.
В России в переходный период формирования рыночной экономики после разрушения прежней «госплановской» директивной системы планиро-вания начался процесс постепенного набора опыта Общий фон для внедре-ния управленческих новаций в систему управления составляют осуществ-ляемые административная реформа, реформы государственной службы, бюджетного процесса и местного самоуправления.
В Республике Карелия были разработана и внедрена методика инте-гральных показателей развития территории. Основным критерием оценки эффективности экономики является «ИКРТ» Интегральный критерий раз-вития территории, формируемый на основе частных показателей (демогра-фических, социальных, экономических) и рассчитываемый ежегодно по офи-циальным данным Карелиястата.
В соответствии с данной методикой в качестве критерия оценки разви-тия используется Интегральный Критерий Развития Территории (ИКРТ), разработанный в двух вариантах: социальный ИКРТ (1 на рис. 1) с большим весом социальных показателей и производственный ИКРТ (2 на рис. 1). Ин-тегральный критерий развития территории рассчитывается по трем выбран-ным группам показателей: демографические; оценка динамики изменения качества жизни; оценка динамики экономических показателей приоритетных направлений хозяйственной жизни республики[ 1. Шишкин А.И., 2008].
Ежегодный мониторинг (Институт экономики Карельского НЦ РАН ведет его уже 15 лет) позволил выявить количественное и качественное раз-витие экономики региона [2. Савельев Ю.В. 2007 ].
Ход социально-экономического развития Республики Карелия нагляд-но иллюстрируется динамикой интегрального критерия развития территории (ИКРТ), которая свидетельствует о пульсирующем развитии (с колебаниями по всем параметрам) экономики региона. При этом с меньшими колебания-ми возрастают качественные показатели жизни в Карелии.
Характерным феноменом является отставание реакции качества жизни на 1-2 года от развития производства. Динамика критериев развития зафик-сировала все предкризисные и кризисные явления в регионе. При этом да-леко не однозначно: кризис 1998 года улучшил социальные параметры и зафиксировал падение производства до уровня до уровня 1994 года.
Кризис 2008 года выявил большее снижение качества жизни до отри-цательного уровня 1993-94 годов, рост производства остановился (остался на нуле). Таким образом, бизнес остановил рост объемов производства и качество жизни снизилось (ушло в «минус»).
Этап развития Карели с 1995 годам характеризуется мобилизацион-ным характером действий Правительства Карелии. В целом в регионе уда-лось (к 2001 году) загрузить простаивающие производственные мощности, оживить ряд производств, что отразилось на динамике (росте) социального и производственного интегрального критериев [ 3. Шишкин А.И. 2009].
С середины 90-х гг. началось внедрение стратегического планирования, про-явился акцент на международное и межрегиональное разделение труда, использование конкурентных преимуществ (трудовые ресурсы, сырье и т.д.), на формирование новых рыночных институтов, способствующих эффективности использования всех ресурсов в производства и в развитии сферы услуг.
За период стабилизационного этапа (2002 – 2008 гг.) была решена зада-ча запуска механизмов социально-экономической развития и общественно-политической стабилизации за счет перехода к более интенсивным методам экономической политики, особенно в инвестиционной сфере, что позволило решать назревшие проблемы и ставить новые задачи ускорения развития. В период с 2001 года по 2007 год социально-экономическое состояние Карелии региона проявило устойчивый тренд к росту ИКРТ (6-10 % в год, см.рис.1)
Рис.1. Диаграмм результатов мониторинга планов Республики Карелия (период 1992-2011 годы).
1 социальный –ИКРТ, 2 - производственный ИКРТ
Для оперативного мониторинга развития Республики Карелия исполь-зуется обобщенный перечень ключевых показателей, позволяющих в наибо-лее общих чертах оценить эффективность реализуемых мероприятий (пока-затели основаны на информационной базе мониторинга реализации террито-риальных стратегий и программ стран Европейского Союза, [4. Шишкин А.И. 2010].
Итоги предкризисных (кризис 2008-2009 гг.) лет показали постепенное снижение темпов экономического роста, что позволяет сделать выводы о не способности экономики республики к мобилизационному режиму поддержи-вать высокий уровень экономического развития.
Несмотря на постоянный рост ВРП в период мониторинга, проблема бедности не находит решения. Более того, экономическое развитие респуб-лики усиливает дифференциацию общества.
Адаптация социальной структуры общества не поспевает за измене-ниями экономических условий.
Тормозящее влияние на экономический рост оказывает неразвитость институтов рынка (в первую очередь рынков земли и недвижимости, инстру-ментов собственности).
При этом внешняя среда диктует новые условия, определяющие ус-пешность социально-экономического развития региона. Расширение Евро-пейского Союза вносит изменения в условия сотрудничества, смещая акцент в сторону приграничных российских регионов. Карелия входит в число ос-новных партнеров двустороннего сотрудничества Финляндии с сопредель-ными регионами, что является несомненным внешним ресурсом для развития республики
Анализ хода реформ и тенденций развития экономики региона показал, что путь экстенсивного наращивания эксплуатации природных ресурсов ис-черпан. Нужно совершенствование управления СЭП в регионе - модерниза-ция в контексте опережающего развития [4].
С учетом необходимости вписывается в новое и быстро развивающееся геоэкономическое пространство республике необходимо сформировать та-кую модель развития региональной экономики, которая бы обладала долго-срочным потенциалом роста и повышения ее конкурентоспособности, а так-же способностью обеспечить повышение благосостояния населения и его воспроизводства.
Монопольные и олигопольные рынки дают слабый прирост ренты и доходности. Нужны более сегментированные и дифференцированные рынки, такие как рынок информационно-коммуникационных услуг и другие элемен-ты новой экономики, такие как рынок услуг, интернет торговли, и сетевых услуг, показывающие во время кризиса стабильный прирост.
Если рассмотреть проблему перехода в инновационную фазу в техно-логическом смысле, то этот этап будет достигнут, когда осуществиться пере-ход от распределительной государственно-капиталистической экономики к такой модели региональной экономики наиболее приспособленной к конку-ренции в системе глобальных обменов способной к существенному сниже-нию транзакционных издержек.
В условиях производственной системы, основанной на дешевой энер-гии, коротком транспортном плече и субсидируемом транспорте осуществ-ленная либерализация во внешнеэкономических операциях привела к появ-лению значительных различий в производительности труда среди отраслей и предприятий, особенно в приграничных регионах, а распределительная сис-тема к рационированию транзакций.
В результате модернизации предприятия со старыми производствен-ными мощностями, находящиеся в начале технологической цепочки в услови-ях фрагментации контрактной сети, должны быть реструктурированны в новые по форме собственности и методам управления сетевые бизнесы.
Сегодняшнее состояние национальной экономики, хоть и спровоциро-вано потрясением глобальной финансовой системы, тем не менее, во многом обусловлено существенными внутренними причинами. Таким образом, в на-стоящий момент сложились все необходимые предпосылки для изменения экономической политики, как на национальном, так и на региональном уров-нях.
Выводы:
• Экономическое развитие Карелии в 2008 году потеряло устойчивость. Ре-гион в полной мере ощутил «турбулентность» мировой экономики.
• Динамика социального развитие (качество жизни) имеет большую ам-плитуду колебаний, как следствие, прежде всего, влияния внешних факто-ров (цены на топливные ресурсы, монетизация льгот, рост тарифов, ре-форма МСУ и т.д.), но в целом сохраняет тенденцию к росту.
• Региональных усилий недостаточно для быстрой нейтрализации негатив-ного влияния внешних факторов (кризис в финансовой сфере). Этим объ-ясняется отставание социальных процессов от производственных.
• Итоги работы экономики в докризисные годы (1998 и 2008 годы) показало неспособность экономики республики постоянно поддерживать достаточ-но высокий уровень экономического развития и ее зависимости от многих внешних факторов.
• В России уже на старт е глобализационных процессов сложились все не-обходимые предпосылки для изменения экономической политики, как на национальном, так и на региональном уровнях.
Литературы:
1. Шишкин А.И. Практика управления социально-экономическими процессами в Карелии. Монография коллективная (новые теоретико-методологические подходы)/под общ. ред.В.В. Окрепилова – СПб.: Нау-ка,2008.-240с (с.66-77).
2. Савельев Ю.В. и др. Итоги реализации Концепции «Возрождение Карелии» (2002-2006 гг.). – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2007.
3. Шишкин А.И. Опыт управления социально- экономическим раз-витием региона (по итогам реализации концепции «Возрождение Карелии». Журнал. ВАК. Экономика и управление. . Economics and management/ ISSN 198-1627? Санкт-Петербург- №11 (49) 2009 с. 31-37
4. Шишкин А.И. Инвестиции из сопредельных стран в приграничных регионах Северо- Запада России. Журнал. Экономика и управление. Economics and management/ - ISSN 198-1627. Санкт-Петербург- (50) 2010. С.41-459.