Ващенко О.А.

студентка группы ИМО

III курс д/о 

преподаватель

Гусарова Т.П.  

 к.и.н., доцент 

МГУ имени М. В. Ломоносова

 

  Утверждение христианской веры в королевствах англосаксов имеет, на мой взгляд, очень интересную и отчасти необычную историю. Христианизация Британских островов являлась многослойным и довольно длительным процессом. К середине 7 века королевства Англии имели значительную разницу между христианскими организациями. Кент, Уэссекс, Нортумбрия, Эссекс, Восточная Англия были разделены между римско-католической и кельтского-ирландской ветвями христианской церкви. При этом существующие между ними противоречия продолжали углубляться. Лишь в 664 году на Соборе в  Уитби было решено придерживаться догматов римско-католического толка. Таким образом, католическая церковь стала главенствующей на Британских островах. Как же получилось, что на одном  относительно небольшом острове мы можем наблюдать такое смешение различных направлений христианской религии? Понять этот процесс можно проследив этапы христианизации Британии. Поэтому, в задачи работы входит показать как христианство проникало на острова в VI-VII веках, его утверждение, а так же рассмотреть,  какие церкви сыграли важную роль в этом процессе. 

  Для начала нужно отметить, что до прихода приверженцев христианства в VI-VII веках, Британским островам уже была знакома эта религия. Некоторые средневековые хронисты считают, что Британия была крещена  трижды.  Дело в том, что авторы средневековья  хотели представить Англию как христианскую страну и видеть корни её христианизации, идущими чуть-ли не от апостолов Петра и Павла, которые и могли быть первыми проповедниками на островах. Второе крещение якобы произошло во время правления короля бриттов Луция. Хронисты упоминают, что Луций написал письмо римскому папе Элевтеру с просьбой прислать на Британские острова священников с целью приобщения Британии к истинной вере. Третье крещение, как считалось, совершил святой Августин. И хотя многие доводы являются лишь мифами, существование христианских общин ещё во II-III веках не подлежит сомнению. Спорным является лишь вопрос о том, как и откуда могли появиться первые христиане на островах. 

  Вероятно, новая вера появилась в Британии одновременно с выходцами из Галлии, которые были вынуждены бежать от гонений во времена Марка Аврелия. Так это или нет, мы можем только догадываться, но тем не менее у нас есть вполне достоверное свидетельство IV века об участии трёх Британских епископов во вселенском Соборе в Арле в 314 году . Помимо этого нам известно ещё одно примечательное событие христианской жизни Британии до её официального крещения в VI-VII веках. Этим событием является распространение пелагеанской ереси. Пелагианская ересь связана с именем бритского монаха Пелагия, который хотя и покинул свою Родину в ранней юности, но оставленные им идеи были восприняты многими жителями острова. Пелагий отрицал первородный грех и считал, что человек может спастись сам, без участия божественной силы. В результате на острова была направлена миссия с целью искоренить ересь. Вскоре усилиями миссии жители Британии вернулись к ортодоксальному католичеству. Все вышеперечисленные события происходили в тот период, когда значимая часть Британских островов являлась составным элементом огромной Римской Империи. Но, после того, как римские легионы в V веке покинули остров, культура римлян, а вместе с ней и христианство приходят в упадок. Из этого можно сделать вывод,что большинство христианских общин того времени не были достаточно большими и богатыми для того, чтобы победить язычество, которое занимало лидирующие позиции среди основной массы населения. 

  В VI веке Британия уже частично принадлежит выходцам из Германских земель, которым было незнакомо христианское учение. Но ещё до вторжения англосаксов произошла так называемая монашеская религиозная революция, и людьми, которые стояли в её главе, были не папские легаты, а выходцы из ранней кельтского-ирландской церкви. Представители этой церковной ветви сыграли значимую роль в процессе христианизации Британских островов. Благодаря усилиям именно монахов из Ирландии северная часть острова была приобщена к христианству. Поэтому мне кажется вполне целесообразным обратиться к истории христианизации самой Ирландии. Тем более, Ирландия интересна ещё и тем, что в её случае христианская религия распространялась на территориях,  которые никогда не были подвластны Римской Империи. К сожалению, увидеть  полноценную картину происходящего у нас нет возможности, но ирландская традиция приписывает христианизацию острова святому Патрику ( ум. 493 г.). Однако, источники указывают, что общины, исповедующие христианство существовали в Ирландии ещё до появления Патрика на острове. Об этом нам рассказывает запись, сделанная в хронике Проспера Аквитанского под 431годом, в ней говориться, что папа Целестин отправил в Ирландию к местным христианам епископа Палладия. Можно предположить, что знакомство ирландцев с христианством, а позднее и появление первых христианских общин, стало результатом тесных контактов Ирландии и Римской Британии. Но все же святой Патрик является первым известным нам проводником истиной веры в Ирландии. По его утверждениям он являлся выходцем из достаточно богатой семьи Римской Британии. Его ближайшие родственники были связаны с христианской церковью. В молодые годы Патрик оказался в Ирландии в качестве золожника. В это время у святого была возможность узнать нравы и обычаи жителей острова. Именно знание и понимание особенностей ирландского менталитета и социального устройства помогло выработать Патрику особенную стратегию в процессе христианизации острова. В бытность святого Патрика в Ирландии существовали многочисленные кланы (родо-племенные общины), которые были связаны между собой родством и объединены в королевства. Именно эти особенности ирландского общества и повлияли на организацию церкви. Общины являлись центрами, где зарождалось христианство. К тому же в Ирландии того времени не существовало городов, поэтому городские епископские кафедры так же не могли быть основаны. Все держалось на предводителях влиятельных кланов, которых сумел расположить к себе Патрик, и они, в свою очередь, покровительствовали таким общинам. Подобные общины носили названия monasterium. Эти общины-монастыри несли своеобразную функцию городов, у них не существовало определенного устава и они были  наполнены самыми разными людьми, что с одной стороны являлось причиной свободы нравов, а с другой - серьезной аскезы. Помимо занимавших особое место, в отличае от континента, монастырей существовали и другие своеобразия и различия кельтского-ирландской церкви от римско-католической. 

  Начиная повествование о крещении Британии в VI-VII веках, хочется упомянуть о красивом предании, которое нам передают средневековые хронисты. Римский папа Григорий I (590-604), ещё до того момента как стать папой,  увидел в Риме белокожих и светловолосых людей. Заговорив с ними,  он выяснил, что внешне очень похожие на ангелов юноши пришли из земли, где живёт народ англов, но христианство им не знакомо. После произошедшей встречи Григорий захотел отправиться к этому народу с проповедью и даже получил разрешение от папы Бенедикта, но выдвинувщись в путь, был возвращён обратно. Спустя двадцать лет, уже сам будучи папой, Григорий пишет письмо галльскому священнику, в котором просит выкупать из плена английских юношей, селить их в монастырях, чтобы в дальнейшем, подготовив из них проповедников, направлять в свою страну . Но лишь в 597 году папа Григорий Великий направил проповедников в Британию. В этом году на острова в устье Темзы высадилась группа миссионеров во главе с Августином, монахом из монастыря святого Андрея. Августин и сорок его спутников оказались в королевстве Кент. Именно эта земля имела некоторые связи с франкскими королевствами на континенте. Жена кентского короля Этельберта, Берта, дочь франкского короля Шарибера была христианкой, к тому же при ней находился епископ Лиудхард. Но, как считается, сам Этельберта принял крещение благодаря проповеди Августина. От  Этельберта римские миссионеры получили церковь святого Мартина, которую жена короля использовала для богослужений ещё до появления Августина на островах. Позже была построена ещё одна церковь, впоследствии ставшая главной резиденцией и местом образования монастыря святых Петра и Павла . Таким образом, по разрешению короля, было создано епископство в Кенте, а позже и в Рочестере. Крещение Этельберта явилось ключевым моментом для дальнейшего распространения христианства на берегах Британии. С этого времени  начинается активная проповедь среди англосаксов и создание церковной организации. Этельберт был могущественным правителем, под его давлением новую веру принимают и более слабые соседи. Крещение являлось символом укрепления власти и подчинения. Саберт, король соседнего Эссекса, сын сестры Этельберта, стал вторым англосаксонским крестившимся правителем. Уже в 605 году в Лондоне учреждается епископство. Затем происходит крещение короля Восточной Англии Редвальда. Вероятно, все эти события произошли по причине того, что соседние с Кентом королевства в первую очередь искали политического союза, их крещение являлось неким дипломатическим актом. Это доказывают последующие события, произошедшие после смерти королей-христиан. По Кенту, Эссексу, Восточной Англии прокатывались одна за другой волны языческих восстаний. Эадбальд, сын умершего в 616 году Этельберта, возвращается в языческую веру, сыновья Саберта, короля Эссекса, тоже отвергают христианство и изгоняют лондонского епископа. Изначально предполагалось, что после смерти Августина, именно лондонский епископ будет осуществлять верховную власть на юге, но, как оказалось, христианство там приветствовали меньше, чем в Кенте. Большинство миссионеров в этот момент хотят прекратить свою деятельность и вернуться на континент. Приемнику Августина, архиепископу Лаврентию с большим трудом удаётся вернуть короля Кента к истинной вере. Римская христианская миссия сохраняет свои позиции в Кенте, но в течение последующих лет не ведёт активную проповедническую деятельность за пределами этого королевства. Все эти события говорят о поверхностном крещении масс. 

  В 20-ые годы VII века деятельность римских миссионеров была возобновлена. Проповедь на севере стала возможной благодаря желанию нортумбрийского короля Эдвина взять в жены сестру короля Кента Эадбальда Этельбург. Так как северный король являлся язычником, одним из условий брака было крещение Эдвина. Вместе с будущей  Королевой в Нортумбрию отправился епископ Паулин. Свадьба  состоялась, но Эдвин не спешил перейти в новую веру. В связи с этим событием даже тогдашний римский папа Бонифаций V (ум. 625) писал письма северному королю. По сообщениям хронистов после рождения дочери в позиции Эдвина ничего не поменялось, в благодарность за ребёнка он принёс жертвы своим языческим богам. Затевая войну с Уэссексом, Эдвин снова обещал креститься в случае победы, но и как раньше обещания не выполнил . Крещение произошло лишь на Пасху в 627 году в Йорке, в специально построенной доя этой  цели церкви, после того, как короля Нортумбрии посетило чудесное видение, сподобившее его на крещение. Влияние Эдвина было распространено на многие королевства, новая волна  христианизации прокатилась по берегам Британии. Так, например,  собственное епископство появилось в Восточной Англиив начале 630 года. Но в в 632 году Эдвин был убит в сражении с языческим королем Мерсии Пендой и и королем Северного Уэльса Кэдваллом. Епископу Паулину и Этельбург пришлось бежать в Кент. 

  Возвращение северных земель к язычеству дало возможность проповеди христианства, но уже кельтского-ирландского толка. Нам известно, что в начале VI века святой Ниниан, ирландский священник, принёс христианство шотландским пиктам, но более значимую роль в распространении христианства на севере Британских островов имел святой Колумба (521-597). Он являлся представителем кельтского-ирландской ветви христианства и проповедовал среди скотов, пиктов, а позднее и англосаксов. В  542 году Колумба, после того как покинул аббатство Дарроу в Ирландии, и его спутники высадились на острове у северо-западных берегов нынешней Шотландии. Ирландцами был обращён король северных пиктов Бруд. Последующее обьединение пиктов в единое государство способствовало распространению христианства на севере. Колумба со своими спутниками основал монастырь Айона в 563 году , который и стал отправной точкой  утверждения религии Христа. В результате деятельности монаха из Ирландии к VI веку на территориях севернее Ферта и Клайда были образованы многочисленные монастыри кельтского -ирландского типа, которые тяготели к Айоне .

  Возвращение отвоёванной у Эдвина королями-язычниками Нортумбрии к христианству, но уже кельтского-ирландского толка  произошло следующим образом. В 634 году Освальд, потомок короля Эдильфрита, при котором Эдвин когда-то подчинил Нортумбрию, вернул свои земли, победив Кэдвалла. С этого момента Освальд являлся полноправным правителем двух северных королевств Берниции и Дейры, образовывавшихся Нортумбрию. Свою юность будущий король провёл в монастыре Айона, куда бежал после победы Эдвина над его отцом. Возвратив власть, Освальд решил вернуть жителей королевства в истинную веру и пригласил с этой целью проповедников из монастыря, где воспитывался в кельтского-ирландских традициях. Прибывший монах Айдан ( ум. 651г.), положил начало ирландской миссии в Англии. Айдан устроил свою резиденцию не в Йорке, а недалёко от королевского двора на острове Линдисфарн у северо-восточного побережья Британии. Одним из самых известных учеников этого монастыря стал святой Хадд, который позже проповедовал в Мерсии и Восточной Англии.  Айдан  пользовался достаточно большим авторитетом у нортумбрийского знати. Этот факт способствовал  успеху ирландской миссии и обеспечивал ещё молодую нортумбрийскую церковь всем необходимым. Вскоре монах из Айоны восстановил церковь, построенную Паулином в Йорке, так же, не смотря на расхождения в догматах, он поддерживал отношения с Гонорием, кентерберийским архиепископом. Со временем были созданы два епископства : для Берниции в Линдисфарне и для Дейры в Ластингхаме. Следующим языческим королем, принявшим христианство под давлением Освальда ( первую половину VII века нортумбрийские короли занимают лидирующие позиции среди королевств и распространяют своё влияние на соседей), был король Уэссекса Кюнегильс. Он выдал свою дочь за Освальда, условием этого брака было крещение короля. После того, как в 642 году Освальд погиб, власть перешла к его брату Освиу. В его правление была крещена Мерсия, которая длительное время сохраняла языческие традиции. Мерсийский король Пенда являлся давним врагом Нортумбрии, от его рук погибли несколько королей-христиан. Пенда поддерживал язычество на государственном уровне, поэтому широкой миссионерской деятельности в Мерсии никогда не было. Но с появлением вопроса о союзе Мерсии и Нортумбрии, гарантией которого являлся брак между дочерью Освиу и сыном Пенды, Пенда дал согласие на крещение сына, как одно из условий брака. После того, как Пенда согласился на брак, епископ Линдисфарна отправил в Мерсию четырёх монахов с целью проповеди. Это произошло в 653 году. Но первое епископство (Петерборо), возглавляемое ирландскими монахами, возникло в Мерсии только после смерти Пенды. В том же году повторно был крещён Эссекс (после смерти Саберта) королевство 37 лет оставалось языческим). Это так же произошло не без влияния Освью.

  Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что к середине VII века была завершена христианизация наиболее могущественных королевств Британских островов. 

  Но существующие различия между ирландской и римской церквями, наиболее значимым являлся способ вычисления Пасхи , были  проблемой для стабильности англосаксонских королевств. В самой Ирландии к середине VII века появилось большое число сторонников перехода на римский расчёт времени празднования Пасхи. При этом  на севере Ирландии и на Айоне монахи сохраняли верность древним обычаям. Айдан перенёс свой способ исчисления Пасхи на северные земли Британии, но уже при его преемнике в этих землях появляется все больше сторонников Рима. Одним из ярких представителей римской  церкви был Уилфрид. Свой духовный путь он начал в кельтском монастыре Линдисфарн, но затем ушёл в Кентербери, а позже отправился учиться в Рим. После возвращения на острова Уилфрид основал монастырь Рипон , где ввёл вместо традиционного для северной части острова кельтского-ирландского обряда, римские обычаи. Позже им был основан Хексем  и Селси . 

  Таким образом на карте Британии постепенно вырисовывается достаточно пестрая картина существования епископств, монастырей и церквей, принадлежащих к разным христианским традициям. В результате под руководством нортумбрийского короля Освиу был созван Собор в Уитби для обсуждения вопроса об исчислении Пасхи. Освиу принял  решение в пользу Рима. Собор в Уитби поставил точку в ирландской миссии в Англии. Многие монахи-ирландцы покинули Линдисфарн, отправились на Айону, а оттуда в Ирландию.  

  До момента появления на Британских островах Теодора Тарсского церковная организация не была упорядочена, это было достаточно сложно сделать в условиях постоянных войн и территориальных изменений. Но новый архиепископ Кентербери за двадцать лет выстроил четкую систему английских диоцезов. Усилиями Теодора в южной Англии были созданы 13 диоцезов, которые лишь с небольшими изменениями сохранились до наших дней. 

Москва, 2015