Аникеева Марина Игоревна

студентка ІI курса магистратуры

ГВУЗ  "Донецкий национальный технический университет"

Украина, г. Покровск

научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии

ГВУЗ "Донецкий национальный технический университет"

Фесенко Андрей Николаевич

 

  Аннотация: в статье рассматривается проблема неравного, агрессивного  отношения к людям, исповедующим ислам, по причине создания и продолжения работы террористических группировок мусульманского толка.

  Ключевые слова: ислам, терроризм, новые религиозные движения

 

  За последний год мы почти каждый день стали слышать такие выражения, как «исламский фундаментализм», «исламская группировка», «исламская террористическая организация». И всё чаще происходит апеллятивация самого слова «ислам». Теперь оно несет на себе тягости и жестокость тех людей, которые разрушают мир и общий порядок бытия, прикрываясь религией. Верно ли такое истолкование?

  Ни для кого не секрет, что ислам – религия любви, однако, есть большое «но», это верно для людей, имеющих доступ к первоисточникам, а не к блогам в интернет-пространстве или же СМИ. «Накручивание» ситуации, сгущение красок и всего лишь 30% истины в средствах массовой информации – ещё один бич современности, который усугубляется «недообразованностью» граждан, слепо и покорно уверовавшим в каждое слово диктора с экрана телевизора. Средства массовой информации выступают в роли кривого зеркала в ярмарочном балагане, необоснованно преувеличивая воинственность немногих и почти ничего не рассказывая о миролюбии или, по крайней мере, нейтральной позиции преобладающей массы людей.

  Необходимо напомнить, что ислам изначально существовал в книге – Коране, которая стала и остаётся до сих пор основным сводом предписаний, правил поведения правоверного мусульманина. [8] Когда на мировой арене появляется тот или ной новый истолкователь Священной Книги, появляются и последователи, согласные принять всё сказанное за чистую монету. Одним из таких примеров является Хасан ибн Ахмад аль-Банна - основатель партии и международной религиозно-политической ассоциации «Братья-мусульмане», которая с недавних пор внесена в список террористических организаций. [6] Так и формируется общество – слабые, плохо образованные, ведомые люди всегда идут за сильным и уверенным лидером. И в данном контексте это относиться не только к Востоку, но и к Западу. Людям навязывают то, что они должны опасаться девушку в хиджабе, мужчину восточной внешности и т.п.

  Некоторые политические лидеры пытались донести в широкие массы мысль о том, что одна группа людей (не столь важно в каком количестве) не может говорить или совершать ужасающие своей жестокостью вещи от имени всех мусульман. Например, Дж. Буш – младший (президент США в 2001-2009 гг.) говорил: «Я обращаюсь к мусульманам всего мира. Мы уважаем вашу религию. Её исповедуют миллион людей в Америке, и в тех странах, которые Америка считает своим друзьями. Ислам – это хорошая и мирная религия, Те, кто совершают зло во имя Аллаха, оскорбляют имя Аллаха. Они – террористы». [10] Однако, большинство людей слушает, но не слышит.

  Сейчас ислам – синоним к слову «терроризм». Весь мир буквально ополчился против самой религии, которая, как известно, без действий и веры людей не имеет под собой никакой силы.

  Как уже было сказано выше, одной из причин «гонения» ислама является неверное истолкование или сам перевод Корана. Первоначально Книга написана на арабском языке, что, естественно, затрудняет правильное понимании истины, начертанной на страницах Корана.

  Коран, Священная Книга мусульман, состоит из 114 глав, которые называют сурами. [11] Как и главы Библии, суры поделены на стихи (аяты). Зная номера сур и аятов, вы сможете найти в Коране тот или иной фрагмент текста. Читатель должен помнить, что перевод Корана не всегда верно отражает текст оригинала. Это замечание особенно справедливо в отношении стихов, которые могут оскорбить читателей из западных стран.

  Чтобы пояснить эту мысль, приведу пример неверного перевода. Сура 8:39 говорит о людях, отвергающих Коран. В переводе Али этот стих не вполне ясен:

  Продолжайте бороться с ними, доколе не прекратятся беспорядки и гонения; и да восторжествует на всяком месте справедливость и вера в Аллаха.

  Перевод в «Благородном Коране» более прямолинеен:

  Боритесь с ними, чтобы исчезла фитна (язычество, т. е. поклонение иным богам, кроме Аллаха) и чтобы во всем мире поклонялись лишь Аллаху.

(В переводе акад. И. Ю. Крачковского этот отрывок звучит так: «И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху». [11]

  Второй причиной такого отношения к исламу можно считать действия Запада по отношению к Востоку. Исламским (или исламистским) терроризмом в настоящее время принято именовать тактику вооружённого насилия по отношения к своим политическим или идеологическим оппонентам, которая апеллирует к определённым сторонам исламского вероучения. Противостоять влиянию Запада оказалось возможным лишь одним способом - насилием. При этом исламский фундаментализм пользуется устойчивой, пусть и пассивной, поддержкой большой части населения исламского мира, которое встревожено нестабильностью привычного патриархального уклада жизни под давлением глобализации. Поэтому лозунги фундаменталистов, которые всячески подчёркивают, что они выступают защитниками веры и исконного образа жизни, довольно популярны. Это позволяет им вербовать всё новых сторонников и находить источники финансирования.

  Террор в качестве наиболее эффективной, а то и единственной тактики взяли на вооружение многочисленные исламские фундаменталистские организации. Кстати, исламский терроризм в настоящее время для многих является практически синонимом понятия «международный терроризм». По некоторым данным, около 90% существующих террористических организаций руководствуются идеологией исламского фундаментализма. [2, 3]

  Историки отмечают, что терроризм получил распространение в странах исламского мира за последнее столетие не случайно. Во многом это стало последним средством борьбы с западной цивилизацией, которая в техническом, экономическом и военном отношении оказалась сильнее Востока и начала диктовать ему свои условия. Со второй половины прошлого века сюда добавился ещё и острый мировоззренческий конфликт: на смену противостоянию «христианство против ислама» пришло «общество потребления и либеральные ценности против традиционного общества». Западный образ жизни стал доступен и соблазнителен для исламской молодёжи, что стало огромной опасностью для сохранения традиционных семейных, моральных и религиозных ценностей.

  Между тем ожесточённая дискуссия не стихает вокруг вопроса, применимо ли использование к насильственной тактике фундаменталистских организаций название «исламский терроризм». [7] Относительно «терроризма» вопросов нет, а вот правомерность употребления в связке с ним определения «исламский» оспаривается. Многие эксперты, политологи, социологи, религиоведы полагают, что адекватнее будет термин «исламистский терроризм», подчёркивающий связь террористов именно с фундаменталистами-радикалами, а не в целом с исламом как религиозной системой.

  Высказывается мнение, что ислам, одна из мировых религий, не призывает напрямую к террору как средству отстаивания неких справедливых моральных постулатов. К тому же в самой мусульманской среде популярен тезис о том, что освещение терактов исламских фундаменталистов как главной угрозы современности является предвзятостью и даже пропагандистской уловкой. Согласно этому мнению, исламский фундаментализм не является основной силой международного терроризма. Такую роль ему отвели США, которым нужен был «образ врага», чтобы оправдать собственную экспансию на Ближнем Востоке для отстаивания своих стратегических интересов. [2]

  Но существует и прямо противоположная точка зрения, по которой терроризм действительно имеет непосредственную опору в особенностях богословия и практики ислама. В первую очередь сторонники этого мнения указывают на наличие и важную роль в исламе такого понятия, как джихад, то есть священной войны с неверными (не мусульманами). Собственно, и распространение ислама по миру проходило отнюдь не мирным путём, а в ходе активных завоеваний, идеологическим основанием которых было именно распространение «истинной веры». К тому же в исламе существует прямое указание на то, что погибший в ходе джихада мусульманин автоматически попадает в рай. В силу этого весьма плодородную почву в священных текстах находят современные фундаменталисты, которые указывают на своих противников как на «неверных», все действия которых направлены против мусульман и, следовательно, против самого ислама, хотя многими мусульманскими богословами и религиоведами ставится под сомнение трактовка этой обязанности как надобности в физических расправах. Однако, получается, что с этой точки насильственные действия подпадают под категорию священной войны и имеют прямое религиозное обоснование.

  Свою нелюбовь к исламу Европа показывает даже в простой терминологии. Французский историк Максим Родинсон и итальянская писательница Ориана Фаллачидля обозначения революционной исламской диктатуры в Иране после 1979 года сравнили ислам с фашизмом, назвав это «исламофашизм». [1, 9] Категорическое отрицание ряда ценностей Запада и склонность исламистов к радикальным методам борьбы против того, что Усама бен Ладен ранее и другие исламисты сегодня называют «вторжением неверных» и «оккупацией мусульманских земель», дали основание ряду учёных, публицистов и политиков ввести в оборот термин «исламофашизм».

  Фашизм – понятие, которое вызывает отвращение и страх у адекватной части населения теперь может стать равным понятию ислама, религии мирной по своей сути.

  Естественно, отрицать то, что существует исламский экстремизм – глупо, особенно в нынешнее время. Однако приравнивать всю религию к фашизму – абсурд. Существует несколько основных черт, отличающих фашизм от нацизма и т.п. а именно:

• применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся,

• воинствующий антикоммунизм,

• отрицание любой формы демократии,

• расизм,

• обширные империалистические притязания,

• культ государства и «вождей»,

• антигуманизм,

• разнузданная социальная демагогия,

• умение мобилизовать массовый базис,

• максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей. [9]

  Возможно, данные черт присущи многим террористическим организациям, взять, к примеру, ИГИЛ.

  1. применяются довольно таки крайние формы насилия

  К слову, именно из-за них и началась борьба с ИГИЛ, ведь они, не стесняясь и не боясь никого и ничего, снимали на видео, транслировали казни и издевательства над мирным населением, иностранными гражданами, в частности журналистами.

  2. Демагогии тоже было место, ведь буквально изменив Коран так как удобно лидерам, люди слушали и внимали словам того же Абу Бакра аль-Багдади, последнего лидера ИГИЛ.

  Однако, так же не стоит отрицать, что организация имела множество сторонников, которые финансировали её деятельность. Понятно, что для ведения военных действий требуются немалые средства. Как говорят специалисты, боевики получают их от богатых арабов, проживающих в основном в Саудовской Аравии или Катаре. Только эти пожертвования - не единственный источник средств боевиков. Они регулярно грабят населенные пункты. По некоторым сведениям, занимаются рэкетом, крадут людей ради выкупа. Кроме того, они торгуют людьми. В основном они захватывают христиан и иностранцев. Затем требуют выкуп. Если не получают, то долго не церемонятся. Жертвы не просто погибают, а становятся действующими лицами очередного устрашающего ролика. Известие о разграблении Мосула, богатейшего иракского города, развеяло множество мифов о временности этого образования. На полмиллиарда, что они добыли, можно долго вести войну. Ещё одним источником дохода является продажа нефти, поставка оружия и наркотиков. Исходя из этого, ИГИЛ теперь представляется целой корпорацией, прикрывающейся религией. И в частности для того, что бы привлечь как можно больше людей, свято верующих в джихад, а проще говоря, пушечное мясо, ведь кому-то же нужно идти и умирать «во имя Аллаха».

  3. максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей в Сирии до недавнего времени тоже никто не отменял. Люди боялись выходить на улицы, особенно женщины. Это напоминает отрывок из романа Бориса Горбатова «Непокорённые»… «А жить было невозможно…».

  Вывод напрашивается сам собой, если мы будем вырывать слова из контекста, то ополчиться можно и против ислама, и буддизма и т.п. Даже если какая-то одна, небольшая часть людей, имеющих скверные намерения, прикрываясь религией, убивает людей, это не даёт никому права ненавидеть и притеснять всех остальных последователей.

 

Список используемых источников и литературы

  1. Садовников О.К. Новейший словарь религиоведения / О.К. Садовников. -Ростов-на-Дону, Феникс, 2010. – 444 с.

  2. Вавилов А.И. Политическая история американо-арабских отношений (80-е – начало 90-х годов). Опыт критического осмысления / А.И. Вавилов. – М., НАУКА, 2000. – 136 с.

  3. Егорин А.З. Война за мир на Ближнем Востоке / А.З. Егорин. – М., НАУКА, 1995. – 207 с.

  4. Омар А.А. США, исламский Ближний Восток и Россия / А.А. Омар. – М., НАУКА, 2001. – 356 с.

  5. Торкунов А.В. Современные международные отношения / А.В. Торкунов. – СПб, Мир, 2005. – 359 с.

  6. Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм / Ф.М. Мухаметшин. – М., НАУКА, 1998. 189 с.

  7. Левин З.И. Фундаментализм / З.И. Левин. – М., Ин-т Востоковедения РАН, 2003. 264 с.

  8. Хаттаб Х. Справочник мусульманской женщины / Х. Хаттаб. – М., УММА, 2003. 134 с.

  9. Дугин А. Г. Глава 4. Малый шайтан исламо-фашизма (рецензия на статью Ф. Фукуямы «Исламо-фашизм») // Геополитика постмодерна / А.Г. Дугин. — М.: Амфора, 2007. — 177 с.

  10. Обращение президента Буша к мусульманам США и всего мира по поводу Рамадана – 2002 -11 -05 http://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-a-2002-11-05-4-1/656364.html

  11. Перевод Корана Крачковского Игнатия Юлиановича http://falaq.ru/quran/krac/