Сизова Т.В.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения интереса студентов вузов к занятиям по дисциплине «Физическая культура». Приведены данные, свидетельствующие о возможностях и положительном эффекте применения средств художественной гимнастики на занятиях со студентками основной медицинской группы.
Практика физического воспитания свидетельствует, что если занимающиеся обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет высокой. Из этого следует, что изучение мотивационной сферы человека и его интересов в области физической культуры является чрезвычайно важным. Следует отметить, что посещаемость студентами занятий по физической культуре во многих вузах оставляет желать лучшего. И причиной этого является отнюдь не только большая загруженность на занятиях по основной специальности. Интерес студентов к занятиям физической культурой во многом определяется их личностной мотивацией. Очевидно, что нежелание посещать занятия частично связано с неудовлетворением личностных потребностей студентов и потерей интереса к занятиям по физической культуре. Художественная гимнастика располагает большим арсеналом средств, позволяющих удовлетворять различные потребности студенток. Это и гармоничное развитие внешних форм и функций организма, и соразмерное развитие физических качеств, формирование системы знаний, умений и навыков, развитие специальных эстетических качеств – музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма [3]. Именно степень соответствия желаемого и реализуемого на занятиях является залогом формирования стойкого интереса к занятиям, мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, что в конечном счете позволяет решать целый комплекс воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
Тот факт, что художественная гимнастика вызывает повышенный интерес у девушек, подтверждается результатами ежегодных анкетирований, проводимых в начале учебного года среди первокурсниц Петербургского государственного университета путей сообщения. Более 60% девушек выражают желание заниматься на отделении художественной гимнастики, и лишь 40% выбирают ОФП, легкую атлетику, плавание, спортивные игры, шахматы и шашки. Привлекательность художественной гимнастики для девушек обусловлена рядом причин. Это возможность попробовать свои силы в новом виде спорта, освоить основы техники упражнений с предметами – мячами, обручами, лентами; научиться выполнять базовые гимнастические элементы – прыжки, повороты, наклоны, равновесия; познакомиться с классической хореографией и элементами историко-бытовых, народно-характерных, современных бальных танцев; научиться легко и непринужденно выполнять движения под различное музыкальное сопровождение. Занятия художественной гимнастикой позволяют так же совершенствовать физические качества, в первую очередь гибкость и координационные способности. Большинство девушек желают улучшить фигуру, обрести красивую осанку и походку, что представляется возможным именно средствами гимнастики.
С целью выяснения степени удовлетворенности девушек результатами занятий художественной гимнастикой в рамках учебного расписания по дисциплине «Физическая культура» на протяжении одного учебного года нами было проведено итоговое анкетирование, в котором приняли участие 200 студенток второго курса. Выяснилось, что 76% респондентов полностью удовлетворены результатами занятий (оценка «5» по пятибалльной шкале). На оценку «4» оценили степень удовлетворенности 34 девушки, что составляет 17% от общего числа респондентов. 5% студенток выбрали оценку «3», и лишь 2% занимающихся оказались полностью не удовлетворены результатами занятий. Тот факт, что большинство девушек с интересом и удовольствием занимались художественной гимнастикой в течении двух семестров, подтверждается высокими показателями посещаемости занятий. Изучение и анализ учебных журналов позволили установить, что процент пропусков занятий по неуважительной причине составил 5,1%. Представляется интересным сравнить посещаемость студентками занятий на отделении художественной гимнастики на втором курсе с посещением ими занятий по общей физической подготовке и легкой атлетике на первом курсе. Как выяснилось, среднее количество пропусков занятий на первом курсе составляло 8,2, то есть 12,8% от общего числа занятий. Таким образом, занимаясь на отделении художественной гимнастики, студентки пропускали занятия без уважительной причины в 2,5 раза реже, чем за аналогичный период занятий на других отделениях. Осмелимся предположить, что на улучшение показателей посещаемости повлиял в первую очередь интерес к занятиям художественной гимнастикой и удовлетворенность студенток результатами занятий.
Конкретизируя результаты итогового анкетирования следует отметить, что наиболее интересным видом технической подготовки для студенток представляется музыкально-двигательная подготовка. Она подразумевает ознакомление с элементами музыкальной грамоты, средствами музыкальной выразительности и направлена на формирование умения выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением [1]. На второе место по степени интересности студентки ставят предметную подготовку, то есть освоение упражнений с мячами, обручами и лентами. Далее следует хореографическая подготовка, включающая освоение классического экзерсиса и различных групп танцев – народно-характерных, историко-бытовых, латино-американских, стандартных и современных [2]. Завершает рейтинг беспредметная подготовка, подразумевающая освоение специфических гимнастических элементов (волн, взмахов, расслаблений и пружинных движений), а также равновесий, прыжков, поворотов и наклонов. Заметим, что при оценивании степени интереса к различным видам технической подготовки по десятибалльной шкале, оценки 90% студенток варьировали в диапазоне от 6,5 до 10 баллов, что подтверждает наше предположение о том, что художественная гимнастика на занятиях по физической культуре в вузе действительно представляется интересной для девушек.
В заключении следует отметить, что применение средств художественной гимнастики позволяет повысить интерес студенток к занятиям физической культурой, улучшить показатели посещаемости и является перспективным направлением развития физической культуры в вузе.
Список литературы
1. Винер-Усманова, И.А. Артистичность в художественной гимнастике/ И.А. Винер-Усманова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – С.46-47.
2. Румба, О.Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете / О.Г. Румба: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2006. – 22 с.
3. Художественная гимнастика: Учебник для тренеров, преподавателей и студентов институтов физической культуры/ под ред. Л.А. Карпенко. – М: Изд-во Всероссийская федерация художественной гимнастики, СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2003. – С.14.