Жидкова Дарья Александровна

студентка ІI курса магистратуры

ГВУЗ  "Донецкий национальный технический университет"

Украина, г. Покровск

научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии

ГВУЗ "Донецкий национальный технический университет"

Луковенко Илья Геннадиевич

  Аннотация. В статье разбираются новые и актуализируются существующие методы изучения эсхатологических концепций новых религиозных движений синкретичной направленности. 

  Ключевые слова: религия, эсхатология, методология, новые религиозные движения.

  Вторая половина XX века традиционно считается периодом расцвета новых религиозных движений, разграничивая религиозно-социальное пространство на «до» и «после». В 60-х и 70-х годах НРД становятся эпицентром религиозного ажиотажа, как бы выходя из своей тени, т.к. НРД начинают принимать более активное участие в жизни общества, привлекая все большее внимание со стороны исследователей. 

  Одну из ключевых позиций в научном исследовании НРД в первую очередь для накопления первичного материала играют полевые исследования в рамках практического изучения этого феномена. В связи с этим, говоря о методологической основе в контексте изучения новых религиозных движений, немаловажную роль играет, первую очередь, этика общения с представителями данных религиозных групп. Во многих случаях НРД подвергаются давлению со стороны общества, государственных структур, средств массовой информации и включенных в ту или иную религиозную традицию исследователей по причине того, что идентифицируются как потенциально опасные и деструктивные организации. 

  Однако взаимоотношения исследователя с изучаемыми НРД и их представителями должны предполагать собой возможность дальнейшей работы для будущих исследований и взаимодействия с другими специалистами. Следовательно, диалог требуется выстроить таким образом, чтобы не была ущемлена ни одна из сторон: ни представители НРД, ни сами исследователи. Следует отметить, что в силу того же выше обозначенного давления, новые религиозные движения приветствуют академическую сторону интереса к их деятельности и учениям. Лишь учитывая этический момент, можно грамотно организовать свою исследовательскую работу, не игнорируя внеконфессиональный подход. Следовательно, в изучении НРД одну из ключевых ролей играют принципы внеконфессиональности и объективносты, что, среди прочего, предполагает взвешенный, объективный подход без вынесения заведомо предубежденных и оценочных суждений (как позитивного, так негативного содержания). 

  Когда заходит речь об изучении локаутированных явлений в жизни общества, то одним из наиболее подходящих подходов является этнографический метод. В силу того, что НРД зачастую может являться структурой закрытой, то получить о нем информацию бывает достаточно сложно. Следует учитывать тот факт, что НРД, как следует из названия, это организации новые, а значит, на обширную базу источников для исследований не всегда приходится рассчитывать. 

  В контексте религиоведения обе разновидности этнографического метода – стационарная и экспедиционная – являются действенными. Однако второй способ более популярен, так как одновременно защищает исследователя от искажения данных, а также способствует их валидизации, при этом, экономя время, которое затрачивается при стационарной работе и позволяет не ограничиваться одной определенной территорией. 

  Если у исследователя нет возможности напрямую использовать этнографический метод, то следует прибегнуть к подобным уже имеющимся наработкам отечественных и зарубежных авторов. При этом обязательной будет поправка на формирование исследовательской позиции того или иного автора, что основывается на степени его включенности в ту общность НРД, которую он подвергает оценке и описанию. Немаловажными являются и социо-культурные показатели исследователя: возраст, пол, конфессия, специализация и так далее. Нельзя отрицать их влияния на выводы и конечные результаты научной работы, а также нельзя не учитывать их при самостоятельном подробном анализе этнографических наработок. 

  Сама реконструкция библиографического резерва в контексте этнографических наработок требует и воссоздания той методологии, на основе которой базируется то или иное исследование. 

  Для рассмотрения схем взаимодействия НРД с обществом наиболее подходящим является сценарий типологизации и вычленения сущностных характеристик в многообразии различных новых религиозных течений, что был предложен Е.Г. Балагушкиным. [1, 2]. 

  Работы Е.Г. Балагушкина занимают значительную часть теоретико-методологической базы исследования НРД не только в контексте исследования синкретичных групп, но и при общем изучении новых религиозных движений, особенно при уточнении их типологизации. Таким образом, схема, предложенная Е.Н. Балагушкиным [1, с. 15], являет собой весьма устойчивую основу для исследования своеобразия нынешней религиозности. 

  Также следует отметить вклад таких исследователей, как Л.Н. Митрохин [6], И.Н. Яблоков [9], В.И. Гараджа [3], С.Б. Филатов [8]. Однако, не смотря на разнообразие работ и точек зрения авторов в академическом пространстве, многие проблемы и вопросы касаемо НРД все еще остаются неразрешенными. В основу их входят проблемы типологизации, затруднения сравнительного анализа с традиционными религиями, а также вопросы взаимодействия с обществом – динамика слияния, причины отторжения и прочее. 

  Для исследования необходимо выделение сущностных принципов в методологии отечественных исследований новых религиозных движений посредством подробного анализа научных публикаций. Обеспечение обоснованности и достоверности исследования достигнуто детальным сопоставлением данных, полученных в ходе библиографического поиска.

  Методологической основой для объяснения и оценки места новых религиозных движений в жизни общества является концепция «религиозного рынка» Р. Старка [10, 11]. Данный принцип доказывает свою актуальность, рассматривая процесс секуляризации не как массовое ослабление религиозности, а как схему преодоления ограничений в религиозном пространстве, которое трактуется Р. Старком, как «рынок религиозных услуг» [10, c. 383]. Сам «религиозный рынок» являет собой ответную реакцию на ослабление влияния традиционных религий.

  Работа Р. Старка и В. Бейнбриджа «Теория религии» [11] знаменует собой новый подход в религиоведении, который раскрывается в заимствовании языка экономики для объяснения феноменов современной религиозности. 

  Само понятие рынка используется скорее метафорически, чем в прямом контексте, представляя собой отображение религиозных практик и поведения на примере принципов рынка. Таким образом, «религиозные товары» - компенсаторы – входят в систему обмена, производства и потребления в соответствии с запросами общества. 

  В условиях религиозного плюрализма НРД данный принцип как нельзя ясно показывает вхождение новых религий в современное общество в виде отклика на запросы социума, которые традиционные религии не всегда могут удовлетворить. Сами механизмы рынка оказываются как бы заимствованными, что и позволяет новым религиозным организациям поддерживать интерес в свои услуги и принципы, делая те более гибкими и отзывчивыми на запросы «потребителей религиозного рынка». 

  При осуществлении семиотического анализа, базу исследования составляют работы Ю. М. Лотмана и Б.А. Успенского [5]. Знаковые показатели мифа наиболее активно изучались в конце XX века, таким образом, новизна и актуализация данных методов является самоочевидной. Наиболее известные подходы к мифу в контексте семиотики представлены в работах К. Леви-Стросса [4], Ю.М. Лотмана [5] и Н.Я. Проппа [7]. 

  Корректное изучение эсхатологии сквозь призму семиотики может быть реализовано в контексте предварительного раскрытия синтактики эсхатологического мифа как такового. 

  Необходимость исторического анализа заключается в структуре смыслового обобщения человеческих представлений об эсхатологии, как о системе представлений о гибели-возрождении или гибели-конечности. На протяжении всего своего существования человечество формировало свое виденье окружающего мира, расставляя акценты на включенности индивидуальной жизни в системе социума и мироздания как такового. 

  Формирование эсхатологии в рамках мифологической системы восприятия мира было сформировано на начальных этапах становления человеческого сознания и нашло свое отражение в мифе эсхатологическом. 

  Изучение исторического пути метаморфоз эсхатологического мифа дает возможность детального анализа последней точки его отображения в современности – представлениях новых религиозных движений. 

  Для работы по изучению эсхатологии приоритетными будут синкретичные группы с уклоном в мистицизм и оккультизм, так как тема смертности, конечности и перерождения в рамках данных систем является одной из самых актуальных, что упрощает религиозный поиск для потребителя – современного человека – религиозного рынка. 

  Жизнь в нестабильной политической, экономической и социальной ситуации обуславливает растущий интерес к феномену перерождения или апокалипсическим составляющим доктрин современных религиозных организаций. Именно данный факт, устоявшаяся закономерность и дает материал для дальнейших исследований НРД: чем выше интенсивность отклика общества, тем разнообразней становится спектр предложений на позициях «религиозного рынка». 

 

Литература:

1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. / Е.Г. Балагушкин. М.: Институт философии РАН, 1999. 241 с.

2. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада текст. / Е.Г. Балагушкин. М.: Издательство Московского университета., 1984.-286 с.

3. Гараджа В. И. Социология религии: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных вузов текст. / В.И. Гараджа. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.

4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. / К. Леви-Стросс. М.: Наука, 1983. - 535 с.

5. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура / Лотман Ю.М. Избранные статьи. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. 247 с.

6. Митрохин Л.Н. Религии «нового века» текст. / Л. Н. Митрохин. М.: Совр. Россия, 1985. - 157с.

7. Пропп Н.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. / Н.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.

8. Филатов С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность Текст. / Социологические исследования. 2005. -№ 4. — С. 35-45.

9. Яблоков И.Н. Основы религиоведения текст. / И.Н.Яблоков. М.: Космополис, 1994. - 368 с.

10. Stark R. Religion / St. Rodney. Sociology. Seventh ed. - Wadsworth. Pablishing Company, 1998. - P. 383-407.

11. Stark R. / Bainbridge W., Theory of Religion. Journal for the Scientific Study of Religion Vol. 29, No. 3 (Sep., 1990), pp. 367-371.